ЕДА ДОРОЖАЕТ

ЕДА ДОРОЖАЕТ

В омских продовольственных магазинах в массовом порядке переписываются ценники

Цены увеличиваются быстро и на все подряд. К примеру, литровые мягкие пакеты молока, которые еще на прошлой неделе можно было купить за 15-16 рублей, идут теперь по 20-22, пол-литра сливок — по 26 вместо 21 рубля, килограмм творога подорожал в среднем на 10 рублей, сыры — как отечественные, так и импортные — на 20-40.

Резкий рост цен оказался сюрпризом не только для покупателей, но и для самих работников прилавка. Заведующая одним из магазинов в центре Омска рассказала «Труду-7»:

— Неожиданно для нас цены на молочную продукцию поднялись до 20%. Особенно сильно подорожали молоко, кефир и сметана от «Манроса», меньше — продукция «Сибиряка» из Полтавки и других сельских производителей. Конечно, наша выручка из-за этого может уменьшиться. Посмотрим, как люди будут покупать товар по новым ценам, и, возможно, станем меньше заказывать.

Руководитель отдела по внешним связям компании «Вимм-Биль-Данн» в Сибири (продукция «Манрос») Антон Калтыгин так прокомментировал сложившуюся ситуацию;

— Сырье для нашей продукции, то есть сырое молоко, дорожает сейчас во всем мире. К примеру, в Европе и США за весну-лето рост цен превысил уже 50%. А омские поставщики за последние два месяца подняли цену в среднем на 15%. По поводу резкого повышения цен на продукцию «Манроса» скажу следующее: это просто разная ценовая политика компаний. Наша компания решила поднять цену сразу, а кто-то будет делать это постепенно.

По сообщениям центральных СМИ, рост цен на молоко в Америке и Европе прогнозировали еще в 2005 году — из-за неблагоприятных для скотоводства погодных условий и развития производства биотоплива (на которое идут кукуруза и другие кормовые культуры). Поэтому крупные зарубежные производители уже тогда «закладывали» на 2006-2007 годы снижение прибыли. Для отечественных же такой поворот событий, судя по всему, неприемлем: зачем снижать прибыль, если можно повысить цены? Причем так повысить, что прибыли станет еще больше. Тут ведь простая арифметика: когда сельхозпредприятия повышают отпускную цену на молоко на 15%, это означает, что они дополнительно получат рубль-полтора с литра.

На самом деле, и того не получат. По данным Александра Витвицкого, начальника отдела ценового мониторинга министерства сельского хозяйства области, средняя закупочная цена молока в июне составляла 6,8 рубля, сейчас — 7,5. Другими словами, те, кто держит и доит коров, накинули 70 копеек, а в магазине продукт подорожал на 4-5 рублей. Ну и кто, спрашивается, тут заработал?

Кстати, эксперты считают, что на цену сырого молока в России уже оказывает влияние общемировой рост цен на молоко сухое, которое является биржевым продуктом. Его выгодно теперь продавать за границу. Получается примерно как с нефтью: мы вписываемся в мировой рынок. Там дорожает сырье — и у нас дорожает. Там дешевеет — у нас никогда.

Сотрудников омских магазинов уже предупредили о том, что на следующей неделе им придется переписывать ценники на хлеб. Поднимаются цены на мучные и мясные полуфабрикаты, курицу, яйца. И происходит все как по команде. Интересно было бы узнать, кто отдает такие команды…

Зато в ближайшее время у нас появится возможность наглядно оценить достоверность официальной статистики. Могу побиться об заклад, что инфляция по отчетам не превысит в сентябре 1-2%. Бее правильно: если сложить стоимость «Мерседеса» и курицы, то в среднем получится, что цены почти стоят на месте. А если учесть, что у омских стариков практически вся пенсия уходит на резко подорожавшую еду, то для них инфляция составит порядка 20%.