АГРОНОМ, СЫН АГРОНОМА

АГРОНОМ, СЫН АГРОНОМА

Ему нет еще и сорока. Поэтому присвоение на днях звания "Заслуженный агроном России" называет авансом, чтоб стимул в работе был

Но, как считают в «Ольгинском», их главный агроном и без званий относится к работе с непоказным рвением, потому что двадцать лет назад раз и навсегда выбрал любимое дело.

А все гены. Отец Николая Петровича — Петр Серафимович Размаитый всю жизнь занимался агрономией, только в казахстанских степях, и очень часто брал маленького Колю с собой в поле. Школу Николай заканчивал уже в Ольгино, куда переехали Розмаитые, отсюда в сельхозинститут поступил, сюда же и вернулся -сразу главным агрономом. Почти мальчишка — двадцать три года всего — принял цех растениеводства с нешуточными площадями — в 29 тысяч гектаров, взвалив на себя мужской груз забот.

Впрочем, к тому времени Николай уже женился. Татьяна вместе с ним заканчивала агрофак, и пришла в совхоз агрономом-семеноводом. У жены в семье тоже были прочные агрономические корни, так что в конце концов у молодых получился союз единомышленников с общими интересами и заботами.

С отцом Николай Петрович советуется до сих пор. Хотя за пятнадцать лет работы главным агрономом не одни сапоги сносил, обходя поля и в посевную, и в сенокос, и в уборочную. Опыт пришел не сразу. Скажем, еще лет десять назад за кормами, так уж получилось, ездили ольгинцы в Казахстан. Раз. Другой. Третий. Наконец Розмаитый, вернувшись из очередной поездки к соседям, разозлился и стукнул кулаком по столу;

«Хватит! Больше не поеду!»

Слово главный агроном одержал. Коренным образом изменил сложившуюся практику заготовки кормов. Из прежних 17 тысяч гектаров, занятых под зерновыми, немалую долю — 3 тысячи — засеяли кормовыми культурами. А к сегодняшнему дню кормовые посевы достигли 11 тысяч гектаров. Дойное стадо теперь накормлено, за последние годы продуктивность его не упала ни на килограмм, и в этом заслуга в первую очередь ольгинских растениеводов.

Кстати, вопросы животноводства Николай Петрович держит под контролем еще и потому, что одновременно является заместителем директора СПК по производству. Зимой главный агроном без дела не сидит. Занимается животноводством, а когда нет на месте В. В. Хайлова — директора СПК «Ольгинский», Розмаитый замещает и его.

Характеризуя своего главного агронома, Владимир Васильевич заметил, что Розмаитый — специалист, которого не надо контролировать, он сам знает, что нужно делать. Не раз приезжали в Ольгино посланцы из других хозяйств, звали Николая Петровича к себе директором. Да только отказался он. Не потому, что знаний не хватает — закончил недавно школу агробизнеса, — а потому, что любит родное село, людей, живущих рядом, коллектив специалистов, в котором все почти одногодки и вместе начинали работать. И родители тоже здесь. Разве можно бросить все и уехать?

Вот так и работает. С утра садится на свой «УАЗик» и объезжает бригады, а отделений в хозяйстве целых пять, и расположены они не близко друг от друга, потом — планерка и снова круговорот ежедневных забот: техника, ГСМ, люди. То трактор сломается, то механизаторов не хватает, то дожди мешают сенокосу. Или прошлогодняя напасть, когда «Ольгинский» стал чуть ли не эпицентром нашествия саранчи, и все было брошено на борьбу с ней.

Нынче виды на урожай хорошие. Во-первых, семена были свои и только первого класса, это даже на областном совещании отмечали, мол, только в «Ольгинском» такие семена, все сто процентов. Во-вторых, сев провели, неукоснительно соблюдая все агрономические требования. В-третьих, погода помогла. А тут еще в самый разгар сенокоса указ из Москвы пришел о присвоении Розмаитому высокого звания. И главный агроном стал относиться к работе с еще большей ответственностью. Говорит, что звание — аванс. Но всеми годами, отданными земле, он уже доказал, что звания этого заслуживает.