СТАРАЯ ШКОЛА

Любопытная выставка работает в Омском государственном историко-краеведческом музее

Экспозиция состоит из трех частей: интерьер школы грамотности, повторяющий, собственно, обстановку обычной русской избы, выставка школьных учебников и принадлежностей и развешанные по стенам плакатно увеличенные копии документов и фотоснимков учебных зданий, портретов кадетов, школяров, гимназистов, преподавателей. Все вместе взятое должно, по замыслу автора выставки Оксаны Жмуровой, показать всю многоликость образования в дореволюционной России. И это получилось.

Интерьер школы грамотности назидательно открывает бадья с пучком розог. Становится ясно, что в таких учебных заведениях учитель не напрягался глубинами методики воспитания. Исследователи выделяют три вида школ грамотности.

Самая архаичная и незатратная — «ходячая» школа. Это было что-то вроде нынешнего дистанционного обучения. Местный грамотей переходил из деревни в деревню, из дома в дом. Занятия проводились по его прибытии. Остальное время дети учились самостоятельно. Ни постоянного помещения, ни государственного финансирования такая школа не имела. Бродячего учителя селяне нанимали, как пастуха, и платили поурочно. Такой вид обучения был достаточно популярен, потому что ученики большую часть времени были свободны, и родители использовали их по хозяйству. Большим недостатком этих школ было то, что чаще существовали они одну зиму, на период найма грамотея.

Второй вид школ грамотности — частные школы. Учитель здесь уже не бродил по деревням, как коробейник, а собирал учеников у себя дома. Плату с родителей он брал вперед и за год сразу. Таким образом, гарантировалась посещаемость, поскольку крестьяне не любили выбрасывать деньги на ветер. Правда, плата не всегда взималась деньгами — часто припасами. Учитель в этом случае работал, как говорится, «за харчи»…Уровень
преподавания и здесь был невысоким. Выпускникам, чтобы продолжить образование, часто приходилось переучиваться.

Третьим видом была традиционная школа грамотности. Создавались иждивением приходов и местной общественности. Эти школы контролировались епархиальными властями и имели от них материальную и методическую поддержку. Они были самыми распространенными. Невысокий уровень преподавания в них компенсировался бесплатностью обучения и широким охватом населения.

Интересна выставка учебников и учебных принадлежностей. Самый поздний учебник из представленных был издан в 1903 году. Это церковно-славянская азбука. Закон Божий был ведущим предметом в образовательных заведениях Российской империи. Скажем, в церковно-приходских училищах изучению его уделяли семь часов в неделю, как, к примеру, русскому языку и словесности. Любопытен своей загадочной биографией «Букварь китайской», изданный в 1779 году. Перевел его надворный советник Алексей Леонтьев. Возможно, его появление в нашем городе связано с Омской азиатской школой, открытой, правда, через десять лет после издания этого раритета.

Судя по экспонируемым на выставке документам, гимназист, в отличие от своих достаточно вольных сельских собратьев, был просто какой-то маленький солдатик. На него при поступлении заводилось личное дело и санитарный листок. Учащимся запрещалось бывать в театре, кинематографе и других, по мнению тогдашних педагогов, увеселительных и, стало быть, легкомысленных заведениях. После определенного часа появление на улице запрещалось. Существовали специальные «Правила для воспитанников учебных заведений во время отпуска». Каникул, кроме летних, было всего два дня: на Рождество и на Пасху. Если воспитанник собрался в это время куда-то ехать, то следовало выписать отпускной билет.

И это, конечно, далеко не все, что можно увидеть и узнать на выставке «Старая школа».