В последнюю неделю сентября в Омске был уничтожен один из уникальных памятников деревянного зодчества — уютный старинный особняк с башенкой шатровой архитектуры, с резными окнами и «луковицами» на улице Звездова, 16, построенный в 1911 году. Это весьма огорчительное для омичей событие можно было бы назвать хорошо подготовленной провокацией, виртуозно задуманной для дискредитации вполне определенной политической силы — партии «Единая Россия». Но в том-то и дело, что случившееся на площадке застройки офисно-делового центра, которую ведет в квартале по улицам Жукова, Пранова и Звездова небезызвестная в Омске корпорация «Агро-траст», прежде всего можно квалифицировать как преступное попрание федеральных и областных законов и цинично-наплевательское отношение к исторической памяти нашего города. Давно в нашем городе так единодушно и монолитно не объединялись люди против столь вопиющего произвола.
Митинг, на который в субботу, 6 октября, рядом со снесенным памятником собрались представители местных отделений Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и Фонда культуры, историки, краеведы, активисты общества коренных омичей, журналисты омских СМИ, проходил под лозунгом «Вандалов к ответу!». Заместитель председателя омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Игорь Коновалов в своем выступлении подчеркнул, что люди собрались на эту акцию протеста с вполне определенной целью — потребовать провести тщательное расследование случившегося, установить виновника и наказать по всей строгости закона. По его словам, заказчик строительства комплекса, т. е. руководство корпорации «Агро-траста», было еще на стадии согласования проекта уведомлено, что дом на улице Звездова, 16, является памятником и его необходимо сохранить.
Тем не менее, особняк снесли, инсценировали перед этим видимость поджога старинного дома. (Причем, инсценировка была сделана неумело. Явно подброшенное на место сноса обгорелое бревно взято совсем из другого сруба, крыша, которая в таких случаях сгорает первой, оказалась цела, а на разрушенных фрагментах дома варварские следы «работы» экскаватора. Коллеги с «Пятого» телеканала поведали, как у них на глазах рабочие выгружали и раскидывали обгорелые деревяшки, ничуть не смущаясь, что их снимает телекамера. С этой грубой инсценировкой предстоит разбираться экспертам). 20 сентября Игорь Коновалов проезжал мимо стройки. Памятник был еще цел, а 23 сентября от него осталась груда развалин. Выяснилось, что сносили памятник архитектуры тайно, под покровом ночи. И, конечно, только очень наивный человек может предположить, что делалось это без ведома руководства «Агро-траста».
Тут как раз на первый план выходит личность владельца этой корпорации — депутата Законодательного собрания Омской области Хабулды Шушубаева. Мало того, что в народе уже давно созрело стойкое убеждение, что «денежные мешки» только за тем и ходят во власть, чтобы удачно проталкивать вперед свой бизнес, получая новые лакомые куски в собственность. Но господин Шушубаев не просто местный законотворец. Он является членом партии «Единая Россия», партийный список которой на недавнем съезде возглавил В. В. Путин.
Президент, между прочим, одним из тезисов в своем программном выступлении на съезде провозгласил: «Власть и деньги должны существовать отдельно». Так что, гласно или негласно «благословляя» противозаконные действия генподрядчика строительства нового комплекса (ЗАО «Российско-Турецкая строительная компания»), г-н Шушубаев компрометирует, прежде всего партию, в которой состоит. Прямо скажем, медвежья услуга накануне выборов местным «единороссам»!
Министерство культуры Омской области уже обратилось в прокуратуру с просьбой о возбуждении уголовного дела. Участники митинга говорили о том, что если оставить виновных безнаказанными, то это станет опасным прецедентом для сноса других памятников культуры. Такое попрание закона подрывает репутацию нашего города, как культурного центра Сибири. Факт особенно вопиющий на фоне того, что сделано в Омске за последние годы — реконструкция органного зала и драматического театра, строительство нового здания театра «Арлекин» и восстановление духовной сибирской святыни — Свято-Успенского собора.
С озабоченностью говорили выступавшие на митинге и о планах того же Хабулды Шушубаева возвести грандиозный высотный жилой комплекс в границах улиц Рабиновича, Орджоникидзе, Герцена и Третьяковской. Это монументальное сооружение просто «задавит» Кресто-Воздвиженский собор, исказив историческую панораму центра города. Пока проект вернули на доработку. Но разве допустимо такие судьбоносные для Омска решения принимать без участия общественности, специалистов по охране памятников, историков и краеведов?
Какими эстетическими критериями руководствуются в «Агро-трасте», журналисты могли «полюбоваться» на митинге. Мрачная коробка примитивного строения, ради возведения которого и снесли замечательный во всех отношениях памятник деревянного зодчества, своим уродством и примитивизмом ничего кроме досады и негодования не вызывают. Получается, уничтожается как раз то, что придает Омску неповторимость и очарование старины, что отличает его от других городов. Новосибирцы, например, только мечтают иметь подобные архитектурные раритеты и очень завидуют омичам, что мы живем в городе с ярко выраженной исторической аурой. А всевозможных торговых центров в стиле «а ля амбар» за последнее время у нас настроили уже столько, что глаза бы на эти здания, более напоминающие заводские цеха, не глядели!
Выступивший на митинге председатель общества коренных омичей Владимир Селюк сказал, что Шушубаеву следует извиниться перед омичами за снос памятника. И взять на себя восстановление какого-нибудь погибающего старинного здания — таковых, к сожалению, на сегодняшний день насчитывается в Омске еще немало. Думается, было бы разумно обязать президента «Агро-траста» восстановить именно снесенный особняк. А в «нагрузку» можно добавить и еще парочку памятников старины.
Размышляя о судьбе исторических памятников, ценность которых становится еще более значимой в контексте грядущего 300-летия Омска, с невольным уважением вспоминаешь не только знаменитых меценатов — Морозова, Третьякова, но старое омское купечество, которое не стояло за ценой, когда речь шла о репутации города. И с горечью думаешь о нынешних «толстосумах», набивающих мошну, покупающих авиалайнеры, спортивные клубы, модные дома для себя, любимых. Еще, не будучи депутатом Законодательного собрания, господин Шушубаев «увековечил» свою персону акцией с гигантским мешком, который с помпой преподносился на торговых площадях «Континента» не иначе как восьмое чудо света. Неловко было наблюдать в телерепортажах, как руководитель уважаемого госучреждения всерьез рассуждал о значимости столь анекдотичного факта для омской культуры. Мешком-рекордсменом тогда заморочили многих горожан. Интересно, а сколько места заняли бы в той разрекламированной гигантской шушубаевской торбе руины снесенного для нужд «Агро-траста» памятника деревянного зодчества? Наверняка гораздо меньше, чем в митинговых выступлениях разгневанной омской общественности.