Реконструкция Красного Пути, о необходимости которой так долго говорили городские власти, свершилась. Точнее, вершится на наших глазах, вызывая объективные трудности для передвижения по растянувшемуся вдоль Иртыша Омску. С учетом ведущихся одновременно работ по расширению еще трех оживленных магистралей города (ул. Герцена, 10-летия и 70-летия Октября), путешествовать по мегаполису рекомендуется пешком.
Можно было бы, конечно, все эти дорожно-транспортные проблемы сгладить, если начать ремонт магистралей, например, в июне. Тогда возможно было применить другие технологии и варианты реконструкции дорог, чтобы минимизировать сложности для движения транспорта. Но первый транш из миллиарда рублей, предназначенного для этих целей, поступил из федерального бюджета только в середине августа. А эти деньги, кровь из носа, надо освоить в нынешнем году. Иначе в следующем федеральных субсидий на ремонт дорог можно и не дождаться. Поэтому реконструкцию магистралей приходится вести в авральном режиме.
Осень в Сибири еще короче, чем лето. А при температуре ниже — 5° и прочих метеопрелестях в виде дождя или снега укладывать асфальт нельзя. Как заверил мэр Омска Виктор Шрейдер, планируется основные дорожно-ремонтные работы завершить до конца октября. Другого выхода просто нет.
Бесспорно, самый сложный объект достался НПО «Мостовик», выигравшему тендер на реконструкцию Красного Пути. И дело не только в том, что это основная магистраль, связывающая городок Нефтяников с остальной правобережной частью Омска. Полноценных дорог-дублеров у Красного Пути практически нет. Добраться, конечно, можно, но попетлять придется изрядно.
Фронт работ на Красном Пути огромный. Не случайно на реконструкцию этой магистрали привлечено около десятка субподрядных организаций, трудится свыше сотни специалистов. Работы ведутся круглосуточно. Дважды в день проводятся планерки. Организация работ на высоком уровне. Хотя случаются и неувязки.
Например, серьезно осложняет работы масса подземных коммуникаций, которыми буквально нашпигован Красный Путь. Причем многие из них даже не обозначены на схемах. Как рассказал начальник отдела подготовки инженерных коммуникаций НПО «Мостовик» Александр Лыткин, недавно переносили теплотрассу открытым способом, так как технологически невозможно было сделать по-другому, и обнаружили под дорогой три силовых кабеля. Пришлось вручную их выкапывать и выносить коммуникации. В результате движение общественного транспорта, которому в отличие от частного пока разрешено ездить по этой улице, немного задержали. Возникли пробки.
Дело еще в том, что большая часть подземных коммуникаций, принадлежащих различным организациям, проложена давно и подлежит полной замене. Вскрыли, например, водопровод, построенный еще в 1925 году. Пришлось его реанимировать собственными силами. Также ведется замена ливневой канализации. При этом активно используются современные технологии. В частности, несколько участков «ливневки» прокладывали методом прокола.
Подлежит замене и вся контактная сеть с опорами для электротранспорта и линий наружного освещения. Раньше здесь бетонные опоры стояли вперемежку с металлическими. Плюс разномастные рекламные установки с перетягами добавляли свою лепту в путаницу проводов и столбов. Теперь решено все сделать в одном стиле, а рекламные перетяги вообще убрать. Во всяком случае, до конца реконструкции. Хотя, по мнению специалистов «Мостовика», им здесь не место и после завершения работ.
Значительная часть опор попала в зону реконструкции дороги. После чего их дальнейшее использование нецелесообразно. К тому же многие опоры уже были в неудовлетворительном состоянии, не отвечали нормативным требованиям. В связи с расширением проезжей части высота анкерных опор контактной сети увеличилась. Поэтому решено заменить опоры контактной сети и светильники наружного освещения, которые уже делаются на заводе металлоконструкций «Мостовика». Для прокладки сети будет использован самонесущий изолированный провод, более долговечный, отвечающий самым строгим требованиям безопасности. К тому же он не представляет ценности для «охотников» за металлом.
По словам Александра Лыткина, один из самых сложных участков реконструкции Красного Пути в районе, примыкающем к развязке под эстакадой метромоста. Здесь планируется расширить проезжую часть до восьми полос. Есть и внешние факторы, пусть не напрямую, но влияющие на реализацию этого проекта. Та же пресловутая пристройка к магазину, где разместилась «Планета высокой моды». Объект получил статус капитального строения, снести нельзя, хотя городские власти пытались, правда, безрезультатно, оспорить это решение. В результате тротуар здесь пришлось сузить до минимума.
Если бы позволяли сроки, то можно было вынести линии наружного освещения, реконструировать сначала одну сторону магистрали, затем перейти на другую, что позволило бы уменьшить неудобства для омичей. Но времени нет, поэтому работы ведутся одновременно в двух направлениях. Это вынужденная мера. Мешает и осеннее ненастье. Но дорожники обещают до конца октября выполнить основной объем дорожно-строительных работ.