ПОСТРОЕНО ХОРОШО — ПРОСЛУЖИТ ДОЛГО

...Раньше, как известно, были времена. Не то что нынешние "текущие моменты" с еще и вытекающими из них "перманенто-временными" финансовыми трудностями

Так вот, когда-то по нормам такому городу, как наш Омск, положено было сдавать по 3-4 новые школы в год (а детских садов — еще больше). Сейчас не до хорошего. За последние десять лет путем немыслимых усилий город сумел построить всего четыре школы. Это немного, даже при том, что и рождаемость снизилась. Что остается? Беречь и всячески поддерживать то, чем образование города (или проще: учителя, дети и их родители) располагают.

И все же, предложив первому заместителю начальника управления образования Николаю Пашкову взять в одну из ежедневных поездок по школьным объектам корреспондента «Вечерки», мы попросили Николая Тимофеевича показать нам одну из самых молодых и одну из самых старых школ.

Старый Кировск. Школа N 55. Нарядное здание (даже несмотря на недостроенный из-за нехватки денег бассейн) странно диссонируете «бедной обстановкой» из серых жилых домов и частного сектора. Наверное, для ребятишек, приходящих сюда (а они в основном из семей, где не так часто видят что-нибудь «слаще морковки»), уроки в такой школе — это еще и ежедневное общение с комфортом. Учителя помнят, как восхищались дети, когда четыре года назад переступили порог новой школы.

— Она нам дорого далась, — вспоминает и Николай Тимофеевич. -Старая не выдерживала никакой критики, рушилась, а работала (здание-то маленькое) в три смены. В начале девяностых новое здание заложили. Потом были построены стены. Но стены — всего лишь тридцать процентов в любой постройке. Три года эти стены простояли. А весной 1997 года в городе было решено достроить школу и открыть ее к 1 сентября.

Нас выручило строительное предприятие «Полет и К°», взявшееся достроить школу. Люди здесь дневали и ночевали. Объем был громадный. Но успели сделать к 1 сентября. Причем сработали очень качественно и в первые месяцы учебного года продолжали шефство, сами интересовались, «все ли системы работают нормально». Приезжали по первому сигналу.

Школе уже 4 года. За все прошедшее время мы (это очень важно для нищего образовательного бюджета) не дали сюда ни копейки. Вот что значит новая и качественная постройка!

Ну а дети? Оценили ли они усилия города, работу строителей? Берегут ли то, что имеют?

— Дети, конечно, разные, — отвечает на этот вопрос заместитель директора школы N 55 Анна Логинова, — но в основном у нас в школе относятся к зданию, к его отделке очень бережно. Легкий косметический ремонт (силами школы) мы, конечно, делаем ежегодно. Есть соответствующие санитарные, эстетические нормы. Да и здание такое запускать не хочется. Однако по сравнению с тем ремонтом, какой делается в других школах, наш объем мизерный. Видите мраморные полы? Они очень долго прослужат. Ну а двери подкрасить, потолок, где нужно, побелить — это уж решаемо.

Если бы мы приехали в еще одну новую школу города — N 83 — на Старой Московке, то там, по словам Николая Пашкова, услышали бы то же самое. Восемьдесят третью строил трест N 2 — организация, которой город, как и «Полету», очень благодарен.

Ну а насколько важен факт, что все-таки есть в Омске школы, где нужно лишь чуть-чуть «добавить косметики» — и они уже готовы к приему детей, станет ясно, если узнать невеселую «школьно-ремонтную» статистику. Как минимум, каждая четвертая школа города нуждается в серьезнейшем ремонте. В таком, где силами родителей не обойтись -необходимы бюджетные средства. Так уж вышло, что приходится городскому образованию просить деньги на ремонт у родителей. Если они хотят, чтобы их дети учились в нормальных условиях, Просто иначе невозможно. Но это не те деньги, на которые можно заменить коммуникации, починить кровлю, вставить рамы. Родительские деньги — это покраска да побелка. А тех денег, что заложены в бюджете для школьного ремонта (если делать его всерьез), хватит лишь на три-четыре самых нуждающихся учреждения образования. Таковых сегодня — более шестидесяти. Приходится «растягивать», комбинировать, просить помощи в администрациях округов (хотя в окружных сметах статьи на образование не предусмотрены).

Иногда выручают спонсоры. Но это в основном разовые акции.

А здания школ разные. Есть довоенные, но построенные так хорошо, что при поддерживающих мерах могут прослужить еще долго (при том, что, конечно, как любой инфраструктуре, школьному зданию тоже свойственно, кроме «технического», еще и «моральное» старение). Есть школы, построенные лет двадцать назад. Но то ли сдавались они по принципу «пятилетку в четыре года», то ли бетон использовался не столь качественный… Так или иначе, эти школы могут стать многолетней «бездонной бочкой»…

Сейчас, как выясняется, строят быстро, качественно, но, увы, редко. Подрядчик найдется — были бы деньги. Я поинтересовалась у Николая Тимофеевича: где будет следующая школа-новостройка? Вопрос «когда?» сознательно опустила… По причине его явной риторичности.

— Очень нужна новая школа в 11-м микрорайоне на Левобережье. Массив здесь большой. Можно назвать и иные адреса в разных округах. Но это деньги… Очень помогла в свое время система реконструкций помещений опустевших детских садов под начальные школы. Однако и она не решает всех проблем.

За таким вот разговором подъехали к поселку Новая Станица. Это еще городская черта, проживают здесь в основном работники теплично-парникового комбината. Зарплата у людей маленькая, помогать школе своей деньгами не могут ни родители, ни предприятие, где ОНИ работают, которое, кстати, раньше всегда школу поддерживало. А ей (не поверите) — 112 лет! Срублена из дерева еще казаками, когда-то составлявшими основу населения поселка. Сейчас осталось лишь название — Новая Станица… Да дома вроде этой деревянной школы.

Здесь тоже идет ремонт. Встретившая нас завхоз Анна Яненко показала школьное здание. Некоторые кабинеты уже готовы. Они небольшие (помещение-то рассчитано на чуть более сотни учащихся), но обновленные и блестящие свежей краской. Готов и спортзал — он в той части, что пристроена к старому зданию уже во второй половине двадцатого века.

— Народ в поселке небогатый, но очень дружный, — рассказывает Анна Борисовна, -школе (а многие из нынешних взрослых сельчан здесь сами учились) помогают чуть ли не всем миром. И дети берут пример со взрослых. То, что им по силам, с удовольствием делают сами. И относятся потом к школьному имуществу очень бережно. А здание — хорошее. Сделано «по-казацки», на совесть. Дышится здесь легко. И окна на Иртыш выходят…

У этой маленькой и доброй окраинной школы есть, однако, большая и недобрая проблема — отопление. Коммуникации старые. Что до котельной, то уже который год руководство ТПК (где финансовое положение более чем сложное) грозит отключить школу от нее. Сейчас в городе решают, кто же будет отапливать новостаничную. Но в любом случае надо еще отремонтировать коммуникации внутри помещения. Чем сейчас и занимается специальная бригада, присланная управлением образования. Скоро эти работы закончатся, и бригада займется сетями следующей школы, а там еще одной, и еще… Так что не только юным новостаничникам, ничего не знающим о бюджетных проблемах (что им, в общем-то, и знать не надо), будет, надеемся, в грядущую зиму тепло и удобно учиться.

А вообще, заверил Николай Пашков, подводя итоги нашей поездки, все школы города обязательно будут готовы к 1 сентября. Хоть некоторые не так капитально, как хотелось бы.