3 ОКТЯБРЯ в Омске было создано отделение пока не зарегистрированной партии Михаила КАСЬЯНОВА «Народ за демократию и справедливость». В Доме актера собралось около 250 последователей новой политической организации, целью которой является поддержка своего лидера на президентских выборах. Председателем омского отделения стал Игорь БАСОВ, бывший лидер Объединенного гражданского фронта в Омске, его заместителем — Вячеслав РОСИНСКИЙ, отстраненный от руководства омским отделением ЛДПР после поражения партии на мартовских выборах. Никто из руководства НДС на учреждение партячейки в Омск не приехал — до последнего момента не было ясно, состоится ли вообще конференция. В ряде регионов партийцам отключали в ДК свет и подкладывали мнимые бомбы. В Омске конференция прошла гладко, и москвичи присутствовали в Доме актера виртуально — посредством интернет-моста. На связь с омичами вышел бывший заместитель министра экономики РФ, один из лидеров НДС Иван СТАРИКОВ. Корреспондент «КВ» задал г-ну СТАРИКОВУ несколько вопросов.
— Ваш лидер Михаил КАСЬЯНОВ предлагает бойкотировать парламентские выборы. Какой в этом смысл, если отменен порог явки?
— Помимо отмены порога явки, партия власти, имея большинство в парламенте, ввела запрет на создание блоков, на критику политических оппонентов. Все это говорит о том, что данные выборы — хоккей в одни ворота. Любое участие в них приведет к одному — легитимизируют их. Власть сейчас озабочена тем, чтобы хоть каким-то образом втянуть в участие в этих несправедливых выборах так называемые оппозиционные партии. Мы обращаемся к нашим коллегам — мы считаем дружественными партиями и СПС, и ЯБЛОКО — чтобы они подумали и не принимали участие в этом выборном фарсе. Это будет означать, что легитимность выборов будет практически отсутствовать. Мы ориентированы на президентские выборы. И придя к власти, мы проведем новые выборы уже по другим правилам.
— Вы заявляете, что телевидение и пресса сегодня для оппозиции блокированы. Какими ресурсами вы обладаете для того, чтобы донести свою позицию до граждан?
— Безусловно, мы серьезно ограничены в ресурсах, в первую очередь в телевидении, но мы живем в 21 веке. Скорость социально-экономических процессов носит иной характер. Не все так безнадежно, как казалось бы. Мы можем проводить подобные телемосты, куда собираются активисты, создавать сетевые структуры, в том числе полевые в предвыборный период. Чрезвычайно важно, что сегодня жители нашей страны все активнее пользуются Интернетом. Число пользователей превысило 16 млн человек. Это люди политически активные.
— Оценивая политическую обстановку в стране, как вы считаете, возможен ли в России аналог оранжевой революции?
— Я прошел от первого до последнего дня всю оранжевую революцию. Дело в том, что я еще в 1995 году познакомился с Виктором ЮЩЕНКО, а в начале 2004 года ушел из Совета Федерации — он пригласил меня в команду, поскольку у меня был опыт губернаторских кампаний. Это полная глупость и провал наших кремлевских политтехнологов, говорящих о какой-то руке американцев. Насильно держать миллион людей на Майдане под дожем и снегом невозможно. На Украине при всех проблемах произошло сплочение украинской нации — она образовалась потому, что украинский народ в данном случае продемонстрировал высочайшую меру ответственности. Я хочу сказать, что за всю оранжевую революцию не было разбито ни одного стекла. Люди вели себя очень организованно. России из-за высоких цен на нефть, безусловно, пока до оранжевой революции далеко, но власть делает все для того, чтобы нечто подобное в России произошло. Если она и состоится, то главным виновником будет отнюдь не оппозиция, а сама власть. Я бы очень хотел, чтобы мы прошли определенный исторический цикл без потрясений, чтобы мы провели организованно президентские выборы и выбрали нового президента.