Свое выступление начал с того, что напомнил и ведущим, и радиослушателям, что на заре своего правления президент Путин выдал фразу, которую запомнил наверняка чуть ли не каждый россиянин: «Я выступаю за диктатуру закона, потому что выше диктатуры закона ничего быть не может». Однако все его последующие годы эту мысль развенчивают в пух и прах. Ведущий сначала оторопел, потом задал мне встречный вопрос: «В чем это выражается?» На что я ответил, что после проведения операции в Чечне было принято решение, которое противоречит Конституции — главы регионов в России стали назначаться. Никакие суды не смогли объяснить законность этого действа президента. Самое смешное решение принял Конституционный суд. дескать, чего сейчас-то рассматривать этот вопрос, вот пожалуется кто-нибудь из губернаторов, что его назначили незаконно, тогда и будем рассматривать…
Предложил вспомнить пресловутый 122-й закон «монетизации», который прямой наводкой ударил по самой незащищенной части более 100 млн. россиян. Отголоски слышны до сих пор.
Напомнил ведущим о том, как «отфильтровали» выборное законодательство, по которому практически превратили выборы в фарс. Ну а после того, как ведущие стали бормотать о том, что не так все плохо… Тогда я напомнил еще об одном юридическом казусе благодаря «Единой России» народу практически запрещено высказывать свое мнение на референдуме. Пример, как запретили это делать коммунистам за год до и после выборов. А партии власти все можно. Чего стоит эфирная ода о том, что 2 декабря и не выборы вовсе, а референдум президента Путина. Об этом говорит и сам гарант Конституции. Да и попытки с «черного» хода пролезть на третий срок президентства попахивают азиатчиной, но никак не диктатурой закона. После этих слов ведущие совсем опешили и поспешили перевести вопрос в другую плоскость: дескать, Путин — реалист, а все его оппоненты сплошные популисты. Вот обещали увеличить пенсии, а где деньги взять — не говорят. А как же быть с буквально наводнившими страну нефтедолларами? Они вложены в ценные бумаги, которые обслуживают западную экономику, в первую очередь США, либо инвестированы бывшим министром Грефом в якобы строящиеся предприятия. Прошло время, за 6 с лишним лет с помпой было провозглашено об инвестициях примерно в 800 новых предприятий, истрачено на это без малого полтриллиона рублей. Сумма огромная! Однако до ума довели около 6% предприятий от этого количества. А деньги — тю-тю… Сейчас ни денег, ни Грефа, ни предприятий.
Еще одна иллюстрация к портрету Грефа, одного из членов так называемой команды президента. Акционеры Сбербанка, куда пытались сплавить Грефа на должность руководителя банка, хорошо владея ситуацией, отказали ему в доверии. А президент держал его столько лет, да еще и доверял рулить реформами! Припомнил я ведущим и Зурабова. Вся эта галерея — свидетельство непрофессионализма команды Путина, которая тратит деньги налево и направо, но только не на рост и подъем экономики.
В пику мне ведущие: «Вы что, отрицаете необходимость путинских национальных проектов?». А я им в ответ — о «доступном» жилье. Год крику об этом национальном проекте — цены на жилье выросли по России в 2,5 раза. Даже если поверить, что доходы россиян реально выросли на 15 %, то эта доступность отошла на неопределенный срок. Объявили национальный проект по подъему сельского хозяйства, в октябре получили резкий рост цен на продукты. Одним словом, что ни проект, то результатов — ноль.
Ведущие: «А Путин-то причем?» На что я им посоветовал прочитать басню Крылова «Пестрые овцы», в которой по совету лисицы, чтобы извести ненавистных царю зверей Льву пестрых овец, их доверили волкам пасти. В итоге не только пестрых овец, но и гладких стало мало. «Какие ж у зверей пошли на это толки? Что Лев хорош, да все злодеи волки». И даже прочел отрывки из басни. После этого мне дали понять, что мое время истекло. А дальше ведущие стали фильтровать звонки, чтобы еще раз не нарваться на подобное мнение. Дошло до карикатур. Так, одна женщина говорит, что ей и живется плохо, и денег не хватает, и ребенка она одна с трудом воспитывает, но голосовать все равно будет за Путина. Почему? Ответ поразил: «Мне за него не стыдно: он пьяный не марширует и не дирижирует оркестром».
И еще. Знаете, какой вывод сделали ведущие? «У нас сегодня странная беседа: все выступавшие мужчины недовольны властью и Путиным, а вот женщины наоборот. Женщины тоньше чувствуют ситуацию, и они мудрее…» Будем надеяться, что у всех избирателей, независимо от пола, если уж не мудрость, то хотя бы инстинкт самосохранения сработает 2 декабря. Иначе нам не миновать участи пестрых овец.