Неудивительно, что судьба города, развивающегося на месте слияния Иртыша и Оми, целиком зависела от трансформации местного административного устройства. А оно перекраивалось множество раз. Но только с конца XVIII века Омск начинал формироваться как военно-административный центр Западной Сибири.
Следует заметить, что еще в восьмидесятые годы этого столетия генерал-губернатор Тобольского и Пермского наместничеств Е. П. Кашкин предложил преобразовать Омскую крепость в город. Он исходил из того, что именно здесь находилась квартира начальника Сибирских пограничных линий, а на Оми и Иртыше было много небольших сел, которые за дальностью расположения не могли быть приписаны к другим городам.
Поэтому в 1782 году в связи с разделением Сибири на три наместничества Омскую крепость, которая прежде относилась к Тарскому округу, преобразовали в город в составе Тобольского наместничества. Был создан Омский уезд, а в городе открылись присутственные места. А когда на города Сибири распространились основные положения «Грамоты на права и выгоды городам Российской империи» от 21 апреля 1785 года, в Омске впервые появилось местное самоуправление. Поскольку отнесли Омск к категории «малолюдных городов», то вместо полагающейся думы была создана простая ратуша — праобраз современного городского самоуправления. В ней работали две комиссии. Первая ведала судом по уголовным делам, вторая — гражданским судом, полицией, торговлей, сбором налогов, рекрутской повинностью и надзирала за ремесленными цехами.
Любопытно, что штат ратуши состоял из двух бургомистров, четырех ратманов и двух судейских. Всех их выбирали на три года омское купечество и мещане. Причем запрещалось выбирать на эти должности лиц моложе 25 лет, а также тех, у кого проценты с капитала были ниже 50 рублей. То есть правом на выборную должность могли воспользоваться только обеспеченные граждане. Впрочем, те, у кого проценты не дотягивали до 50 рублей, могли просто принимать участие в выборах. Ратуша управляла главным образом купцами и мещанами и находилась, как говорится, под полным контролем городской администрации. Вдобавок она подчинялась палатам уголовного и гражданского судов.
При устройстве города сибирская администрация, прежде всего, озаботилась чисто формальными соображениями: дать уезду герб, устроить присутственные места и заставить жителей быть горожанами. А вот экономические потребности развития местности во внимание не принимались. При малом населении (в 1782 году в Омске числился всего 231 человек податного сословия: 5 купцов, 120 мещан, 104 государственных крестьянина и 2 дворовых человека) экономика города почти не развивалась, торговля приходила в упадок. К 1792 году в Омске имелось два небольших свечных заведения, поставлявших сальные и восковые свечи в административные заведения города. Вот и вся «промышленность» на то время.
В «Словаре географическом Российского государства», изданном в Петербурге в 1805 году, так характеризуется ситуация в Омске, сложившаяся на конец XVIII века: «Жители здешние, коих большая часть отставные солдаты и разночинцы, также служивые, вообще бедны и едва отыскивают себе пропитание, поэтому здесь нет никаких рукоделий».
Так что преобразования явно назревали. Начались они с административной «перепланировки». В начале 1804 года был утвержден Указ «О разделении Тобольской губернии на две части и учреждение Томской губернии», по которому восстанавливался заштатный город Омск и назначался уездным городом Тобольской губернии. В таком статусе Омск вступил в XIX век, век новых преобразований.