ИРТЫШ НЕ ДОРОГА, ЛЕД — НЕ ЗЕМЛЯ

Мои родители живут в деревне на левом берегу Иртыша. Зимой мы стараемся ездить туда через реку, так на 40 километров получается короче. Но в прошлом году съезд к Иртышу засыпали снегом, и сказали, что, мол, переправа эта несанкционированная и ездить там нельзя. А какая, собственно, разница? Лед ведь везде одинаковый! Алексей КОНОВАЛОВ

С этими вопросами мы обратились к начальнику Центра ГИМС МЧС России по Омской области Александру Кошелеву.

— Разница в том, что за официальными переправами следят специалисты дорожного хозяйства. Они измеряют толщину льда, при необходимости порой намораживают дополнительный слой. К тому же на официальных переправах есть указатели грузоподъемности. Как только переправа становится опасной, ее закрывают. На стихийных переправах эти мероприятия не проводятся. Поэтому рано или поздно на них проваливается каждая десятая машина, гибнут люди. Ведь даже при низких температурах, когда лед считается крепким, в нем может образоваться трещина. Но хрупким лед может стать и при очень сильном морозе. Добавлю, что в прошлый осенне-зимний сезон госинспекторами МЧС России по Омской области было вынесено предписание о закрытии 15 несанкционированных переправ.

Тем не менее, ЧП на льду у нас случаются каждый год. Например, в ноябре 2006 года в Тевризе рядом со строящейся переправой перегоняли трактор. Машина ушла под лед, водитель погиб. В декабре в Усть-Ишиме провалилась «Нива». В феврале 2007 года — «КАМАЗ». В марте, переходя реку, чуть не погибла жительница Большеречья, спас ее наш госинспектор. А вот на официальных переправах таких печальных происшествий не бывает.

— Александр Дмитриевич, стихийные переправы возникают, скорее всего, в тех местах, где удобнее ездить жителям. Почему нельзя оборудовать их по всем правилам?

— К сожалению, это не всегда возможно. Забота о содержании переправ возлагается на местные бюджеты. На эти мероприятия дорожной службе требуется минимум миллион рублей, а по-хорошему — 7 миллионов, для того, чтобы на переправе был еще и круглосуточный дежурный пост. Госинспектора прежде, чем вынести предписание о закрытии стихийной переправы, советуются с главами районов о возможности ее перевода в официальную. Но понятно, что такие деньги потянет далеко не каждый сельский бюджет. Хотя, например, в прошлом году на время вывоза сена Ермаковская администрация нашла возможность построить такую переправу.

— Когда откроются переправы через Иртыш и сколько их будет?

— Планируемый срок открытия переправ — третья декада декабря. Из-за теплой погоды раньше это вряд ли получится. Как и в прошлом году, переправ будет девять: по две в Черлакском, Знаменском, Большереченском, Тевризском районах и одна в Усть-Ишимском.

— Александр Дмитриевич, на лед зимой выходят еще и многочисленные рыбаки. На Иртыше их можно увидеть уже сейчас, хотя лед на реке еще не крепкий.

— Мы не можем запретить людям рыбачить: нет в административном кодексе такой статьи, так же, как и нет статьи, предусматривающей наказание за переправу в неположенном месте. В наших силах только профилактическая работа. Вместе с поисково-спасательной службой мы патрулируем традиционные места массового лова.