ПЕРВЫМ ДЕЛОМ — ВЕРТОЛЕТЫ

Пилотами не рождаются, ими становятся. А их становление проходит в аудиториях, на тренажерах и учебном аэродроме одного из старейших и крупнейших в стране учебных заведений гражданской авиации - Омском летно-техническом колледже. При этом Омский колледж - единственный в России, где можно получить специальность пилота вертолета

У курсанта крайнего, как принято здесь говорить, третьего курса Юрия Давыдова проблем с выбором будущей профессии не было: он твердо знал, что станет именно пилотом. И кем в этой жизни ему быть еще, коль все его детство прошло рядом с этими винтокрылыми машинами, а небольшой аэродром в Республике Коми, откуда он провожал в небо своего отца, пилотирующего трудягу МИ-8, для него, что дом родной. Самому же сесть за штурвал и поднять машину в воздух довелось только в Омском колледже.

— Когда инструктор, напутствуя на первый самостоятельный полет, дал мне подзатыльник и уступил управление, признаюсь честно, у меня побелело в глазах, и я даже хотел отказаться — вспоминает Юрий. — Но потом решил: нет, все сделаю сам. И по радио передал своему однокурснику на месте второго пилота, чтобы тот не трогал рычаги управления.

У Александра Токаренко никто из близких с авиацией не связан. Зато много друзей и знакомых, окончивших этот колледж. Они-то и надоумили Сашу пойти по их стопам. О чем он ни разу не пожалел. Хотя в воздух поднимался только лишь в качестве пассажира, но от его работы во многом зависит то, что называется безопасностью полетов. Авиация, как известно, начинается на земле, а будущая специальность Александра — техник. Именно техники готовят машину к полету, и в их руках находится жизнь экипажа и его пассажиров.

Пока ребята до конца не определились с местом своей будущей службы, но проблем с выбором нет — чуть ли не ежемесячно в Омск приезжают представители авиакомпаний из самых разных уголков страны: с Урала, из северных регионов, с Дальнего Востока. И всем, понятно, нужно одно — дайте нам пилотов. И с каждым годом эта потребность только увеличивается.

— Отрадно, что российская гражданская авиация переживает период своего возрождения, — поделился с нами заведующий летным отделением колледжа, заслуженный работник транспорта Российской Федерации Виктор Стрельцов. — В этом году мы выпускаем 28 пилотов, а потребность в них составляет порядка ста. Столько же необходимо и бортмехаников. К сожалению, такое количество сразу мы подготовить не сможем, но к этому стремимся. Так, на следующий год будем набирать на летное отделение 30 курсантов, а к 2012 году стоит задача увеличить набор до ста.

Что касается нынешних выпускников, то за них Виктор Андреевич спокоен. Ребята, как он выразился, почувствовали машину: «Мы же стараемся готовить их так, чтобы они знали не только устройство воздушного судна, но и неукоснительно выполняли требования нормативных документов по их эксплуатации, нарушения которых и приводят к воздушным происшествиям. Что потом, при разборе происшествия, и называют пресловутым человеческим фактором».

Обычно в таких случаях стучат по дереву, но за последние годы с выпускниками Омского летно-технического колледжа ничего подобного не случалось. А отзывы о них из тех авиакомпаний страны, по которым, в прямом смысле этого слова, разлетелись вчерашние курсанты, только самые наилучшие. Так было, и так, уверены, будет.