На стенах — хорошо знакомые омским зрителям полотна из фондов Музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. В 1957 году Тимофей Козлов создал групповой портрет омских художников. Их было совсем немного, и каждый — неординарная личность. Сегодня эта картина смотрится и как документ ушедшей эпохи, и как образец мастерства художника-реалиста, запечатлевшего на холсте характеры творческих людей — современников, сегодня уже легендарных. Мы видим почти неизвестного Алексея Либерова. Знаменитый пейзажист представлен жанровой пастелью «Матери». Деревенские старушки, молодая мать, инвалид на костылях — типичная картина послевоенной жизни, трогательная и много говорящая сердцу. Александр Голубецкий — «По путевке комсомола». Девушка в красной косынке на телеге держит путь в глубинку, ей зябко, но долг зовет — выразительная правда времени. Мощная живопись Николая Брюханова и Геннадия Штабнова…
Они были мастеровиты, своеобычны, очень искренни в своем творчестве. Они были непрактичны и работали не для того, чтобы продать плоды своего творчества, а по зову сердца, по законам любви. Многие работали, не покладая рук и… бедствовали.
Художники на вернисаже, не скрывая волнения, говорили: впечатление такое, что произошла встреча с родными, с которыми давно не виделись. На дворе иная эпоха, а талантливое искусство непреходяще.
В фондах омского Музея имени М. А. Врубеля из 25 тысяч единиц хранения 4 тысячи — работы омских художников. Коллекция представляет разные поколения и творческие манеры, разные жанры изобразительного искусства. Выставка из 100 работ (одна сороковая сокровищ омской коллекции) подтверждает: необходимы не только тематические и авторские выставки на омскую тему. Нужен зал для постоянной экспозиции художников Прииртышья. Это давняя задумка и мечта, которая пока не воплощена в жизнь в главном областном музее изящных искусств.
Вторая экспозиция — в Доме художника. 150 работ 105 авторов — это своеобразный отчет нынешнего коллектива Омской организации Союза художников перед зрителями. Выставка «Художники Омского Прииртышья» представляет творчество мастеров разных поколений. Ростислав Черепанов, Валентин Кукуйцев — старейшины живописного цеха, поражающие творческим долголетием и неутомимостью. Полотно Черепанова «Березово. У рыбзавода» притягивает взгляд мощью живописного замысла и техники. Трудно бывает выбрать одно произведение, которое стало бы визитной карточкой автора. Для такого художника, как Ростислав Федорович, который равно талантливо писал пейзажи Востока и русского Севера, жанровые картины и портреты, создал более тысячи произведений, выбор особенно труден. Но тут он точен. Пейзаж в синих тонах — о человеке и природе, их конфликте и взаимодействии. Он написан смелой и уверенной рукой художника, утверждающего свой выразительный стиль, в русле поисков импрессионистов.
Георгия Кичигина в молодости упрекали в документализме. Документ — это только факт, а художник при точном воспроизведении деталей окружающей действительности предлагает зрителю ассоциации. В последнее время в его творчестве появилась тема ностальгии по прошлому. И работа «По лучам памяти» — о том же. Старая омская улица, по которой идет пожилой человек. Воспоминания «разрушают» забор, за которым открывается молодость. Падающие листья, осень жизни, и мы словно читаем потаенные мысли человека.
«Жизнь души» — так можно было бы назвать эту выставку. «Жизнь души» — в акварельных поэтических пейзажах Риммы Камкиной и Игоря Санина, в пастелях Михаила Разумова и в ритмах деревьев живописи Виктора Маслова. Пейзажные работы разнообразны и красноречивы. Омские художники создали вдохновенную песнь природе Сибири, ее неброская красота открыта миру и воспета с сердечной любовью. И, конечно, не забыт Омск. Эта выставка весной следующего года будет показана в Москве. И, возможно, зрителей, никогда у нас не бывавших, поразят продиктованные любовью работы Анатолия Чермошенцева из триптиха «Мой город» и заинтригует фантастическая история из прошлого Сергея Сочивко «Арбузная мозаика» — гипербола на тему Сибирских диковинок.
Картина И. Короткова «Берега» — философическое произведение о вечном. Человек в лодке, над ним в небесах Богоматерь. Один берег позади, куда он держит путь? Это повод для размышлений и переживаний зрителей.
И останавливает зрителя портрет Ф. М. Достоевского, написанный Георгием Пилипенко маслом на оргалите. Великий писатель изображен на фоне частокола, сложенного из образов его необыкновенных литературных героев. Кажется, каждого из них он слышит, и оглушен голосами страсти, отчаяния.
Это первые впечатления от выставки, которую можно изучать долго и внимательно. Такого собрания работ зрители давно не видели. Обычно тема экспозиции диктует узкие, рамки отбора, а сегодня в Доме художника — все многообразие поисков красоты и смысла, вся палитра омских дарований.