Выборы в Госдуму закончились так, как они и должны были закончиться, — полной победой «Единой России».
Омская область на сей раз не поставила каких-либо рекордов — ни по явке избирателей, ни по проценту отданных «ЕР» голосов, который у нас оказался на несколько пунктов ниже среднероссийского. Но это скорее имеет значение для региональных чиновников, которые соревновались со своими коллегами из других регионов за достижение наилучших показателей, нежели для общей оценки ситуации. Поскольку и 60%, набранные партией власти по предварительным итогам, выглядят вполне убедительно. Ведь выборы чем-то сродни футболу: запоминается общий счет на табло, конечный результат, и забывается то, каким образом он был достигнут, из чего сложился. Хотя пища для размышлений, конечно же, есть.
К примеру, традиционно по-разному проголосовали город и село. Сельский электорат проявил максимальную сознательность — явка в районах превысила 70%, и партия власти получила там свыше двух третей голосов. А вот Омск подкачал: при явке около 56% «Единая Россия» набрала в областном центре чуть более половины голосов. На первый взгляд парадокс: уровень жизни горожан гораздо выше, чем у селян, а властью, получается, они довольны гораздо меньше. Однако никакого парадокса здесь нет — просто управлять демократическим волеизъявлением электората в сельской местности намного легче, чем в мегаполисе.
Конечно, если сравнить нынешние выборы с прошлыми в Законодательное собрание, когда большинство жителей Омска проголосовало ногами, результат выглядит более оптимистичным, но вряд ли его можно назвать «подавляющей победой» правящей партии. Фактически «Единую Россию» поддержали 2 декабря только около 29% жителей областного центра, включенных в списки для голосования.
И еще один существенный момент. Судя по всему, значительная часть омских избирателей голосовала не столько за какие-то конкретные партии, сколько именно против «Единой России». Представители оппозиции наверняка будут говорить и уже говорят о чудовищном административном ресурсе, о том, что у них много голосов украли при подсчетах и т.д. Все так, но ведь никто не знает, сколько дополнительных голосов принесла им топорная работа политтехнологов правящей партии. Промывка мозгов велась столь беззастенчиво, что у нормального человека просто не могло не возникнуть чувства протеста. Вот только куда ему с этим протестом было податься? Получается, либо к Зюганову, либо к неувядаемому Жириновскому — при других вариантах голос избирателя падал в никуда. Раньше хотя бы можно было проголосовать за кандидата «против всех», но его предусмотрительно из списка убрали. А что касается остальных партий, то они либо растранжирили свой политический капитал, либо его не накопили…