РОССИЯ – РОДИНА СЛОНОВ

Правда, не современного белого слона африканского и индийского, а их вымершего ныне родственника - шерстистого мамонта

В этом обстоятельстве можно убедиться, посетив Омский государственный историко-краеведческий музей. Его постоянная экспозиция открывается скелетом доисторического гиганта. Только официально зарегистрированных находок останков мамонта на территории области более ста. Целое стадо.

ПОСЛЕДНИЙ ИСКОПАЕМЫЙ

Даже и не подозревал, отправившись на вакации в 1924 году, студент Омского сельскохозяйственного института Матвей Каргополов, что тем летом он впишет свое имя в историю палеозоологии области. А так и получилось. Проходя вдоль обрывистого берега реки Оши, он увидел костные останки, торчащие из подточенного водой берега. Глазом будущего ветеринара определил, что кости эти слишком крупные для любого из существующих в крае животных. И очень старые, по внешнему виду. Находка была сделана возле села Щербаково Знаменского района.

На следующий год останки мамонта были перевезены в сельхозинститут. Оказалось, что Матвей нашел почти полный скелет ископаемого животного. Собрал его в конце 20-х годов преподаватель Каргополова профессор Петр Людвигович Драверт. Эта реконструкция и простояла в сельхозинституте до войны. Потом ее передали в историко-краеведческий музей. Здесь в 1956 году скелет мамонта был восстановлен полностью. Специально для этого организовали экспедиции в Знаменский и Тевризский районы, где и нашли недостающие для полного комплекта семь крупных костей ископаемого. Реставрацию сделал заведующий кафедрой анатомии ветеринарного института Виктор Владимирович Левицкий.

На этом приключения омского мамонта не закончились. В 1975 году скелет в связи с ожидаемым переездом в новое здание разобрали. В таком виде он и хранился одиннадцать лет. В 1986 году скелет заново собрал Юрий Федорович Юдичев, состоявший тогда в той же должности, что и Левицкий. Мамонт впечатляющим прологом возглавил экспозицию нового музея, точно вожак — доисторическое стадо. Так и стоял он вольно, словно в родных омских степях, пока группа заезжих художников не оформила диораму, по сюжету которой он оказался в ловчей яме, окруженный почему-то аккуратно спиленными бревнами. Ни дать ни взять — индийский слон на лесопилке. Это странное обстоятельство наталкивает, видимо, современных школьников на поспешные предположения, что у первобытных людей были каменные пилорамы.

Впрочем, наивный замысел оформителей ничуть не снижает интерес посетителей к необычному экспонату. Далеко не каждый музей имеет в своей экспозиции полный скелет последнего на земле крупного ископаемого ледникового периода.

МАМОНТ — ДРУГ ЧЕЛОВЕКА

Именно почти так одна посетительница музея сформулировала вопрос научному сотруднику отдела природы, куратору палеонтологической коллекции Веронике Заулицкой. Она услышала предположение, что первобытный человек с мамонтом дружил, причем настолько тесно, что ездил на нем верхом по всяким хозяйственным надобностям. Следом остается только сделать вывод, что именно мамонт был первым домашним животным. Жизнь самого близкого нам ископаемого животного полна стольких неясностей, что открывает обширное пространство для всяческих измышлений и заблуждений. Порой, принимающих даже наукообразные формы.

Вероника Заулицкая показала мне красочно изданный альбом «Слоны». В нем утверждалось, что мамонт много больше своих современных родственников — индийского и африканского слонов, поскольку рост его якобы составлял четыре с половиной метра. Что и было в книге проиллюстрировано для пущей наглядности. «В действительности, — сообщила Заулицкая, — не найдено ни одной кости мамонта, соответствующей такой величины скелету. Рост его был примерно на метр ниже. Представление о гигантских размерах мамонта — самое распространенное заблуждение».

В самом деле, обычно представляется, что это животное было высотою не ниже двухэтажного дома. Чему способствуют ракурсы, с которых его изображают художники-реконструкторы. Делается это для пущего впечатления. Следствием этого распространенного заблуждения является мнение, уже слышанное мною в Омске, что, дескать, в музее представлен скелет детеныша мамонта. Им так «на лекции рассказывали»… Это очень отрадно, что экспонат пользуется в городе такой популярностью, но надо заметить, что останков детенышей мамонта найдено достаточно, и размером они с годовалую телушку. Всего лишь. Высота же омского экспоната 2,85 метра, что соответствует размерам взрослой особи.

КУДА ОНИ УШЛИ?

Обычно считают, что в свое время мамонт был доминирующим представителем млекопитающих. «Это не так, — утверждает Вероника Заулицкая. — Мамонт просто более популярен. Вместе с ним исчез шерстистый носорог, чучело которого, кстати, появится в музее в будущем году, исчез тур, кости которого часто находят в речных отложениях Иртыша, исчез бизон и многие другие животные. В музее есть даже фрагмент черепа исчезнувшего пещерного льва. Всех вместе их называют мамонтовой фауной. Ископаемые кости мамонта необычными размерами сразу обращают на себя внимание. О находках мелких ископаемых млекопитающих известно гораздо меньше. У нас в музее есть череп древнего барсука. Он исчез из наших краев, вероятно, вместе с мамонтом. Есть у нас даже фрагмент черепа неизвестного ископаемого животного, — добавила интриги куратор коллекции. — Он слишком массивный. Впрочем, — тут же внесла она разочарования, — возможно, это просто аномалия».

Тем не менее, интересно — куда же делась вся мамонтовая фауна вместе с ними самими? Есть, правда, отчаянная версия: мамонтов, дескать, люди съели. Истребили, таким образом, на корню. Скорее всего, они рыли для них ловчие ямы.

Есть еще версия о загонных охотах. Ее вроде бы подтверждают большие скопления мамонтовых костей под обрывами. Люди, стало быть, криками и колотушками сгоняли пугливых мамонтов к обрыву, куда они тупо падали. В месте их гибели у людей, как написано в одной книжке, образовывался теперь целый склад мяса, который они и посещали по надобности.

Все вроде складно. Только вот незаметно, чтобы нынешние родственники мамонта отличались пугливостью. Не боится нынешний слон человека даже после появления огнестрельного оружия. Словно он и не в курсе этого события. Чего же мамонту быть таким пугливым? Кроме того, все эти обрывы, с которых мамонты якобы падали, тысячи и тысячи лет назад вообще были совсем в ином месте, если были вообще. Скопление костей можно объяснить обрушением со временем самого обрыва, из слоев которого они и выпали.

Впрочем, все это моя версия доисторических событий. Их на самом деле огромное множество. Покажите своим детям омского мамонта, источник развития богатого воображения. Может, у них свои версии родятся.

И ещё. В Омске на левом берегу собирались установить скульптурное изображение мамонта. Это хорошо, когда люди не вождям памятники устанавливают, а «братьям споим меньшим». Хоть и вымершим…