ЛИШИТЬ ОМСК ИСТОРИЧЕСКОГО ЛИЦА

ЛИШИТЬ ОМСК ИСТОРИЧЕСКОГО ЛИЦА

готовы авторы проекта планировки центральной части Омска

Если проект планировки исторической части города, правда, с оговорками корректировки, будет воплощён, Омск утратит своё историческое лицо безвозвратно, — считает краевед Иван Шихатов. — Члены областной организации Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры насчитали, что по этому проекту город лишится 44 объектов культурного наследия! Российские города демонстрируют диаметрально противоположное отношение к старине. В Таре строители зашли в центр, и там теперь практически не осталось старинных особняков. А в Усть-Илимск, когда строили ГЭС, заходить не стали, построили новые районы по соседству. Пример грамотного отношения к памятникам истории показывает Тюмень.

С Казанью грандиозный юбилей 900-летия города сыграл злую шутку. Историческая часть столицы Татарстана находилась под охраной ЮНЕСКО. Деньги к юбилею Москва дала всего за два года, и тамошние власти снесли практически весь старый город. Построили огромную красивую мечеть. Петербург подарил юбилярше свой уголок. А ЮНЕСКО Казань из подопечных объектов вычеркнула. Тетерь в Казани есть уголок Питера, но от собственной старины мало что осталось. А в Екатеринбурге реставрируют дворцы, построенные уральскими заводчиками, сохраняют маленькие особнячки, похожие на те, что есть и в Омске. Но у нас они зачастую имеют столь запущенный вид, что неудивительно: чиновникам, бизнесменам-строителям. а то и зодчим их не жаль пускать под снос.

На встрече с директором городского департамента имущественных отношений Юрием Гамбургом старался донести до него мысль: территорию центра от Оми до Ленинградского моста и от Иртыша до левой стороны проспекта Маркса нельзя трогать, — рассказывает председатель Общества коренных омичей Владимир Селюк. — В этих границах насчитывается 30 памятников! Здесь ещё сохранилась планировка, заложенная автором генплана Омска 1829 года, замечательным архитектором Гесте — автором петербургских мостов и набережных.

— В список «обречённых» попало немало крепких, красивых домов, — говорит Иван Шихатов. — Мичурина, 48 — это дом с драконами на берегу Оми; три особняка по Учебной, 78, 80, 82 с резьбой, с сохранившимися парадными. А дом на улице Красных Зорь, 35 описан в «Воздушных фрегатах» Леонида Мартынова.

Судьбу памятников чиновники мэрии почему-то упрямо увязывали с новым генпланом, мешая при этом божий дар с яичницей.

— Разработке генплана должно было предшествовать определение охранных зон памятников истории и культуры, — говорит академик архитектуры, профессор Альберт Каримов. — Если бы горсовет принял с учётом этих зон Правила землепользования и застройки, ни о чём подобном, что готовится сейчас, не могло быть речи! Охранные зоны, прежде всего должны быть определены для Омской крепости, горсада с Никольским собором, Газетного переулка, Казачьей слободы. В отличие от генплана, где объекты не указываются, Правила диктуют совершенно чёткие границы исторических объектов.

Невольно напрашивается мысль: тем, кто сейчас застраивает исторический центр Омска многоэтажными безликими громадами, Правила землепользования и застройки свяжут руки и умерят аппетит. И потому Правил до сих пор нет.

— Если в экономическом плане Омск не может конкурировать с. Екатеринбургом, в политическом плане — с Новосибирском, то с точки зрения истории наш город — уникальный — говорит Альберт Каримов. Ещё 20 лет назад совместным постановлением Госстроя и Министерства культуры РСФСР Омск был причислен к историческим городам России.

Но пока в «историческом» городе с его историей творится полный беспредел. Отдел по охране памятников министерства культуры, представительство Росимущества, обязанные следить за судьбой памятников, демонстрируют робость и подход в духе XIX века, неспешно переписываясь с госорганами. Зато застройщики не дремлют, уродуя город.