ЛЕОНИД ПОЛЕЖАЕВ: «ХВАТИТ МЕТАТЬСЯ ПО ИРТЫШУ!»

Архитектурно-градостроительный совет Омской области рассмотрел проекты, которые могут определить не только лицо Омска, но и во многом его судьбу

Где конкретные предложения?

Обосновывая инвестиции в строительство гидроузла для регулирования стока Иртыша, генеральный директор «Омскгазводпроекта» Александр Пфафенрот обрисовал на совете суть проблемы и печальную судьбу омского участка Иртыша в свете прогнозов роста водопотребления в Китае и Казахстане до 2020 года. Впрочем, все это общеизвестные истины, давно растиражированные в СМИ. Каковы же конкретные предложения?

В конце концов, выбрана схема решения задачи в три не зависимых друг от друга этапа. Первый — строительство переливной плотины в Красногорском створе. Этот этап стоит 11 млрд. рублей и займет по времени пять-шесть лет. В результате уровень воды в устье Оми поднимется на 2,6 метра выше летнего уровня водозабора, а строительство от Красногорской плотины канала Иртыш — Омь решит проблему водоснабжения населенных пунктов Омского и Калачинского районов.

Второй этап — сооружение гидроузла в Пристанском створе с водохранилищем сезонного регулирования уровня воды в Иртыше. (Об этом проекте «Вечерний Омск» уже писал, скажем только, что стоимость строительства оценивается в 30-33 млрд. рублей). И наконец, третий этап – строительство совместно с Казахстаном второй очереди Шульбинского водохранилища для регулирования стоков рек Шульба и Уба — притоков Иртыша.

Реакцию губернатора на сказанное никак нельзя было назвать «благодарной». Он оценил его как «сообщение о том, что надо регулировать сток Иртыша», а работу авторов проекта — как «разработку макулатуры за 120 миллионов рублей». Не знаем, как насчёт «макулатуры», но при анализе проекта в Главгосэкспертизе РФ по нему действительно было сделано немало замечаний. По мнению губернатора, после прошлых обсуждений проблемы на двух научно-практических конференциях и на парламентских слушаниях уже можно было ждать вынесения на областной архитектурно-градостроитвльный совет не общей концепции спасения стока реки, а более конкретных предложений.

Пришлось Александру Луппову, министру промышленной политики, транспорта и связи Омской области, прояснять ситуацию с этим проектом. Он напомнил совету: только в 2007 году выяснилось, что ранее рассматривавшиеся варианты установки плотин выше Омска (Ачаир, Розовка, Пристанское) областному центру практически «ничего не дают». Тогда было принято решение строить плотину ниже по течению в Красногорском створе. Министр выразил надежду, что после доработки этой концепции по всем многочисленным замечаниям Главгосэкспертизы РФ весной этого года по ней будет принято положительное заключение, после чего последует соответствующее постановление Правительства России и, как следствие, осенью уже можно будет приступать непосредственно к проектированию плотины.

Правда, и этот этап, по словам Александра Луппова, тоже будет проблемным. Более 25 лет в России не проектировалось и не строилось гидросооружений такого масштаба, и сегодня в стране отмечается острый дефицит специалистов по подобным проектным и строительным работам. Кстати, наша работа в этом направлении подтолкнула соседей: сегодня в Новосибирской области изучается вопрос строительства гидроузла на Оби, а в Тюмени рассматривают варианты подъема уровня реки Тура для обеспечения судоходства.

Профессор кафедры гидравлики и инженерной гидрологии СибАДА Александр Кузьмин отметил на совете, что «переливные плотины обеспечат уровень Иртыша в районе Омска, даже если опустится Ледовитый океан», а проточное водохранилище позволит сберечь и экологию водной среды. Между тем Александр Кузьмин сообщил «к слову», что в семи регионах Европейской части России сейчас ставятся задачи… ликвидации имеющихся плотин и водохранилищ. «Но тут надо учитывать условия в каждом регионе, — заметил губернатор. — А вообще-то реального опыта строительства таких сооружений у нас нет». «Ну так рискните, — предложил профессор. — Если мы построим такой гидроузел — это будет, безусловно, движением вперед».

Подводя итог, Леонид Полежаев подчеркнул: «Спроектировать идеальный гидроузел в принципе невозможно. У нас мало времени, и бесполезно ждать, что проблема рассосется сама собой. Ни Китай, ни Казахстан своего не уступят, достаточно посмотреть программу водоснабжения в Казахстане, и всё станет ясно — у нас вместо Иртыша останется только жижа. Надо прекратить эти теоретические метания по Иртышу, обеспечить прохождение в федеральных министерствах и ведомствах экономического обоснования проекта и объявить конкурс на рабочее проектирование гидроузла».

Возражений не было.