Знакомство с цивилизацией

Маленькие оленеводы, охотники и рыболовы, прибывшие к нам в гости с далекой Чукотки, о таких благах цивилизации, как водопровод и легковая машина, знали лишь благодаря телевидению

Для многих юных жителей севера это первый в жизни выезд на «большую» землю.
Сегодня сто сорок чукчат, три маленьких эскимоса и один узбек, непонятно как затесавшийся в шумную компанию симпатичных северян, отдыхают в Красноярке в оздоровительном лагере им. Карбышева. А ещё несколько недель назад они выживали в родных интернатах с размороженными системами отопления. Их основной рацион питания составляли лишь оленина и рыба… Так что сибирская зима для маленьких чукчей настоящий курорт. Вырваться же из ледяных объятий родною края им помог сегодняшний «комендант Чукотки» Роман Абрамович. Приобретение новой одежды, продуктов питания взяла на себя компания «Сибнефть».

Навстречу мне выскочила небольшая стайка мальчишек. Столько маленьких узкоглазых черноволосых чукчат сразу, да ещё в наших краях… зрелище, конечно, забавное. Ребята радостно галдят: буквально несколько минут назад они увидели себя по телевизору — к такой популярности они ещё не привыкли. Заметив группу незнакомых взрослых, возглавляемую воспитателем, юные чукчи начинают с нами вежливо здороваться. Сегодня они уже немного пообвыклись и чувствуют себя здесь, как дома. Однако ещё несколько дней назад многие из них прикоснулись к неведомой прежде жизни с водопроводными кранами и белками, в изобилии скачущими по заснеженным тропинкам села Красноярки.

— Такие деревья большие… Город большой, мы в нём ещё не были, но с самолёта видели. Новые машины, не новые, а те, что по телеку показывают — легковые… — рассказывает мне один из северян — Артём. На вид ему лет двенадцать-тринадцать и по чукотским меркам это уже достаточно взрослый парень, который вполне может управиться со стадом оленей. — Да, дома я уже в тундре работал, оленеводством занимался, — гордо сообщает он мне на мой вопрос о его северной жизни.

— Справлялся?

— Да. Самое сложное, когда они по грибам разбегаются или когда жарко, тогда их оводы кусают.

— Что ты тогда делаешь?

— Инонерал… (смеётся), кольцо — оленей по кольцу разбрасываешь, а сам в середину становишься. Когда олени кучкой, — они бегут, когда разбросаны, — воду пьют, кушают…

Артём прибыл на «большую» землю впервые в жизни. Некоторые его сверстники с большими деревьями и «чудо» — машинами уже знакомы. Этим летом часть приехавшей в наш город чукотской делегации побывала в Анапе и Евпатории. Правда, брали туда только самых здоровых ребятишек. Для большинства жителей севера посещение южных курортов равносильно смерти. Так что хворым чукчам оздоровление в тёплых краях противопоказано. Иное дело Сибирь. Двадцатиградусный мороз для чукчат, что тёплая оттепель для коренного омича. Вот только попали они на сибирский курорт благодаря большой беде, постигшей их родные интернаты…

— Живут дети охотников и оленеводов у нас, конечно же, не в ярангах, а в посёлках с центральным отоплением, — рассказывает воспитатель Валерий Непомнящий, единственный русский, прибывший с детьми из Чукотки. — Только уголь в этом году завезли нам очень плохой — не горит. В результате все системы отопления в нашем интернате разморозились. Чтобы спасти жизни ребятишек, пришлось срочно эвакуировать детей.

— А как обстояли дела с питанием маленьких чукчей?

— Крупу и муку завозят к нам довольно редко. Основные продукты — мясо и рыба.

О фруктах говорить, видимо, и не приходится. В первый день приезда гостей на столы пионерского лагеря были выложены золотистые апельсины, ребята стали есть их прямо с кожурой… О существовании такого продукта, как самый обыкновенный апельсин, чукчата просто не знали. Естественно, что и аллергических реакций на неведомую пищу сегодня хватает. Впрочем, медики на здоровье малышей особенно не жалуются. Правда, юные северяне своим кашлем одно время сильно шокировали местных воспитателей.

Случилось это на второй день после прибытия детей в лагерь. Во время организационного собрания под сводами зала раздавался непрерывный кашель. Что произошло, неужели все ребята заболели, плохо перенесли акклиматизацию? Оказалось всё гораздо проще. Чукотские воспитатели стыдливо поведали омским коллегам об одной национальной особенности чукчей. Многие северяне сызмальства приучены к табаку. Сейчас от пагубной привычки детей потихоньку отучают.

Достать сигареты в лагере просто невозможно. Кроме того, карманные деньги, выделенные юным чукчам родителями, находятся у воспитателей и выдаются маленьким хозяевам небольшими порциями и только на сладости.

На поведение же своих подопечных педагоги не жалуются. Уже давно в стенах оздоровительного лагеря не было столь послушных, забавных и наивных детей. Кстати, о наивности чукчат можно говорить очень много, видимо, не напрасно о жителях крайнего севера ходит столько анекдотов. Впервые в своей жизни столкнувшись с белками, наши гости просто остолбенели. Когда же ребятам объяснили, что пушистых зверьков не
надо пугать, а можно кормить с руки, северяне тут же отправились на поиски шишек. В результате местные белки уже наелись на год вперёд.

Но что сильнее всего поразило меня в этих ребятах — так это их рисунки. Огромные просторы на фоне большого заходящего солнца, яранги, олени, собаки… А сказочные принцессы, рождающиеся в воображении девочек и выводимые на бумаге неумелой детской рукой, не имеют ни бального платья, ни короны. Все они одеты в национальные одежды. Здесь нет машин, больших домов и труб заводов. Может быть, когда-нибудь потом, вернувшись на родину, маленькие чукчи нарисуют и их. А пока… пока они скучают по родной тундре, привычным оленям и огромному солнцу, что встретит их по возвращении домой.