Наша газета уже несколько лет следит за драматической ситуацией, складывающейся на крупнейшем предприятии «оборонки» — «Омсктрансмаше». Этот некогда славный, четырежды орденоносный трудовой коллектив новоявленные олигархи при явном невмешательстве властей довели в 2002 году до банкротства. Причем это банкротство было «заказным», что признал в одном из интервью директор ФСБ России Н. Патрушев. Долги росли как снежный ком, рабочие пытались протестовать, отстаивая свои законные права, однако положение не менялось.
И только в конце минувшего года обстановка стала проясняться. Был подписан указ президента РФ о создании на базе нижнетагильского «Уралвагонзавода» научно-производственной корпорации с включением в него и омского завода в качестве центра по модернизации и ремонту танков. Правительство выделило средства на погашение накопившихся долгов по заработной плате.
— Для нас это — знаковое изменение ситуации, — говорит председатель профкома «Омсктрансмаша» В. Шаталов. — Наконец-то выплачены все долги по зарплате, а они составили сумму 182 миллиона рублей. Всем работающим (а у нас осталось примерно 2300 человек) с первого января стали стабильно выплачивать и аванс, и получку. Правда, зарплата пока остается низкой, в среднем 5900 рублей в месяц, но к осени руководство обещало повысить ее до уровня средней в промышленности Омска.
В профсоюзном комитете удовлетворены и тем, что со сменой руководства налаживаются нормальные отношения, ведется постоянный диалог между профсоюзным активом и дирекцией завода. А проблем хватает. Во-первых, последняя стадия банкротства — конкурсное производство — продолжается. В конце прошлого года уже прошли первые закрытые торги, они затянутся еще минимум на полгода. Ситуация усложняется из-за того, что к закрытым конкурсам могут быть допущены лишь предприятия и организации, имеющие специальный комплект лицензий. Так что какого-либо скачка в работе завода ожидать не следует. Ограничен будет в своих действиях и профсоюз, поскольку не сможет в таких условиях подписать с дирекцией новый коллективный договор, зафиксировав в нем давно назревшие меры социальной защиты работников.
На заводе говорят, что в ближайшей перспективе «Омсктрансмаш» как государственное унитарное предприятие перестанет существовать, на его базе создадут несколько открытых акционерных обществ (ОАО). Предполагается, что одно из них займется ремонтом и модернизацией спецтехники, другое — сборкой тракторов, еще одно — изготовлением железнодорожных вагонов. Но насколько эффективным для развития производства окажется подобное преобразование? Ведь специалисты утверждают, что выпускать из рук государства «оборонку» — шаг рискованный. Это уже видно на примере других отраслей.
У машиностроителей сегодня особую остроту приобретает кадровая проблема. Ведь за эти годы банкротства «Омсктрансмаш» потерял сотни квалифицированных специалистов. Найти им замену, подготовить новичков будет не так-то просто. Столь же сложным делом окажется и восстановление, возобновление учебы в заброшенном заводском профтехучилище. Много вопросов возникнет и по оборудованию.
В январе текущего года на «Омсктрансмаше» побывал первый вице-премьер правительства России С. Иванов, курирующий оборонно-промышленный комплекс страны. В то же время с обстановкой на заводе познакомились и руководители будущею головного предприятия корпорации «Уралвагонзавода». В ходе этих встреч было роздано немало обещаний и заверений. В частности, сообщалось, что губернатор Омской области Л. Полежаев и генеральный директор ОАО «Уралвагонзавод» Н. Малых договорились о реализации программы строительства жилья для работником Омсктрансмаша». Время покажет, последуют ли за этими словами конкретные дела…