Решением суда строительство общественно-делового центра, который возводит НПО «Мостовик» на пересечении улиц Гагарина — К. Либкнехта, приостановлено. История наделала много шума и вскрыла целый ряд проблем, далеко не частного характера. Скажем, как-то вдруг выяснилось, что в городе десятки объектов сооружаются без всякого на то разрешения. Что самовольно захватываются участки земли. Что грубые нарушения строительных норм и правил превратились в явление, и создают прямую угрозу не только соседним зданиям, но и жизни людей.
НПО «Мостовик» сейчас в пожарном порядке занимается ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации, для чего пришлось перекрыть движение по улице К. Либкнехта до Краснофлотской — защита понадобилась и вполне добротному зданию Омского автотранспортного колледжа, по стенам которого также пошли трещины. И сразу же на глаза вылезла еще одна больная проблема: маленький пятачок в исторической части города и без того был перегружен автотранспортом, а сейчас там наступил настоящий паралич. Легко понять, чем руководствуются застройщики, стремящиеся впихнуть многоэтажные офисные коробки в заповедное место, зато объяснить, почему облеченные властью чиновники позволяют это делать, гораздо сложнее. В результате тихий уголок, который при аккуратном развитии мог бы стать украшением мегаполиса, сегодня больше напоминает разномастную оптовку с ее вечным столпотворением — ни проехать, ни пройти.
И строить у нас привыкли так, будто работа идет в чистом поле, а не в миллионном городе, где живут люди. Грязь, строительный мусор, заборы, за которыми порой годами ничего не происходит и которые выполняют одну функцию — застолбить участок земли. Территория в районе «Дома туриста» — наглядный и далеко не единственный тому пример. Ну, снесли у остановки торговый центр, построенный Александром Третьяковым, а дальше что? Разумеется, поставили забор, и он уже целый год создает огромные неудобства тысячам омичей. Тротуара практически нет, посадка в автобус натурально сопряжена с риском для жизни пассажиров. Понятно, денег в бюджете на строительство запланированной дороги сразу найти не удалось, но, может, тогда и со сносом торгового комплекса не стоило спешить? Да, он сильно походил на курятник и не облагораживал городской пейзаж, но это все же лучше, чем ямы, развалины и забор.
Кстати, даже беглого взгляда на расположенный на противоположной стороне улицы комплекс «Летур» достаточно, чтобы понять: здание построено там, где должен быть остановочный карман, и реально препятствует нормальному движению транспорта по центральной магистрали Омска. Но кто-то же подписал разрешение на строительство.
Чиновники сегодня часто говорят о создании комфортной среды для проживания людей. Однако много ли найдется в городе чистых, ухоженных, уютных, ничем не обезображенных уголков? Увы. А что касается исторической части Омска, до тех пор, пока здесь можно будет воткнуть хотя бы спичечный коробок, его непременно воткнут — пусть даже все вокруг рухнет…