Недавно в Москве прошла V конференция Международного литературного фонда. В ее работе приняли участие и омские писатели — председатель Омского отделения Литературного фонда РФ и Международного литфонда Лев Трутнев и председатель Омского отделения Союза российских писателей Александр Лейфер. На конференции, провести которую помогли бойцы спецназа, речь шла о нешуточных московских боях за сохранившееся имущество писательского «профсоюза» — Литфонда…
Омскую литературную жизнь тихой никак не назовешь. Проводятся литературные конкурсы, презентации, выставки и творческие встречи, но самое главное — выходят новые книги. Те из литераторов, кто «пишет, как дышит», не оглядываясь на потребности рынка, обивают пороги, порой получают от властей гранты, а то и находят спонсоров, а то и наскребывают собственные средства на издание новых книг. В общем, в омских организациях Союза российских писателей и Союза писателей России жизнь не затухает…
— Правда, на бездомных правах, — уточняет мой собеседник, член Союза писателей России Лев Трутнев. – Наш союз уже практически выставили даже из оставшихся комнат на втором этаже бывшего дома Омского отделения Союза писателей СССР. Что-то обещают, но воз и ныне там…
Добавим, что Омское отделение Союза российских писателей вообще много лет пользуется гостеприимством аграрного университета — занимает там маленькую комнату. Но сейчас речь не о «бездомности» восьмидесяти омских писателей из двух писательских союзов. Речь об их общих «профсоюзных организациях» — Литературном фонде РФ и Международном литфонде.
Литературный фонд как благотворительная организация был создан еще в позапрошлом веке по инициативе Льва Толстого, Ивана Тургенева и других писателей. Его цель — оказание материальной и «социальной» помощи нуждающимся писателям. При советской власти Литфонд был воссоздан и взят под крыло государства. В него отчисляли 7% от продаж книг, проценты с писательских гонораров, членские взносы…
Это были огромные деньги, — рассказывает Лев Трутнев. — На них выплачивались больничные писателям, приобретались при долевом участии квартиры, на эти деньги литераторы лечились и отдыхали в домах творчества Литфонда СССР. После перестройки на имуществе Литфонда его бывшие руководители неплохо погрели руки. Было продано почти всё: дом творчества в Малеевке, детский сад, поликлиника писателей, издательство, типография… На счетах Литфонда, кроме долгов, ничего не было. Когда в 2002 году Иван Переверзин был избран председателем Литфонда России, то потихоньку стали всё восстанавливать. Подремонтировали дома творчества в Комарове и Переделкине, пошла небольшая, но реальная помощь региональным отделениям Литфонда, планируется открытие его издательства…
Только вот вокруг оставшегося имущества Литфонда СССР в Москве развернулась нешуточная борьба. Дело дошло до привлечения… спецназа. Мой собеседник рассказал, что «альтернативное руководство» Литфонда силами районной милиции даже блокировало дом творчества «Переделкино», в котором должны были поселиться делегаты конференции. Пришлось Ивану Переверзину обратиться за помощью к бойцам спецназа внутренних войск МВД «Беркут», ну а те уж как-то договорились с районной милицией — оцепление сняли.
На состоявшейся вопреки всему конференции Международного литературного фонда присутствовали 82 представителя от обоих российских союзов писателей и писательских союзов стран СНГ — Украины, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Киргизии, Узбекистана и Казахстана.
— А потом я прочитал в «Литературной газете», что там не присутствовало ни одного из делегатов стран СНГ, — усмехается председатель Омского отделения Литфонда. — А я их видел собственными глазами и слушал их выступления… Впрочем, сейчас 40 процентов акций «Литературки» принадлежит ее главному редактору Юрию Полякову, который отстаивает свои интересы в плане приватизации писательских дач…
За ходом конференции следил присутствовавший там представитель Минюста РФ, и замечаний к ведению не было. Делегаты заслушали отчетный доклад первого заместителя председателя президиума Международного литературного фонда Ивана Переверзина. Наши земляки были избраны в руководящие органы интернационального писательского «профсоюза»: Лев Трутнев стал членом президиума Международного литфонда, а Александр Лейфер — членом ревизионной комиссии.