Судя по всему, для муниципальных чиновников наступают непростые времена: их деятельность теперь будут оценивать по-новому, для чего разработана целая система из тридцати показателей. В числе основных — параметры, характеризующие качество жизни населения, динамику экономического развития территории, состояние дорог, уровень собираемости налогов, коммунальных платежей и так далее. Кстати, будет оцениваться и отношение граждан к органам власти — путем социологических опросов.
По этому поводу губернатор Леонид Полежаев уже заявил главам муниципальных образований, что полученные ими на выборах мандаты больше не являются страховыми полисами, гарантирующими сохранение занятых кресел. И посоветовал чаще общаться с народом, разъяснять населению каждый свой шаг, каждое принятое решение.
Разработанная на федеральном уровне система оценки деятельности муниципальных властей стала логическим продолжением уже принятой системы оценки властей региональных, которая включает в себя еще большее число показателей. Но многие из них, разумеется, общие, поскольку успехи и неуспехи региона в целом складываются из результатов работы на местах.
В принципе, сама идея определить объективные критерии оценки чиновников всех уровней выглядит весьма привлекательной. Но, как известно, наш чиновник способен приспособиться к любой системе показателей, а точнее, приспособить любую систему под себя. Ведь ту же статистику можно улучшать разными способами. Взять, к примеру, уровень безработицы на селе. Если считать только зарегистрированных на бирже труда, получится одна цифра. А если посчитать, сколько трудоспособных граждан реально не работает, цифра выйдет совсем другая. Процент населения, проживающего в аварийных домах, легко уменьшить, не признавая жилье аварийным. Удельный вес населения, регулярно занимающегося физкультурой и спортом, запросто корректируется за счет растяжимости понятия «регулярно». И так далее — уж чем-чем, а статистикой наши чиновники научились пользоваться виртуозно. И отнюдь не выглядит фантастической ситуация, когда при фактическом ухудшении положения дел или отсутствии положительных изменений отчетные показатели будут неуклонно улучшаться.
Видимо, федеральные власти понимают реальность такой угрозы и предусмотрели механизмы борьбы с ней. Во-первых, объективность отчетов будет проверяться, а во-вторых, большая роль отводится анализу общественного мнения. Социологические опросы как раз и призваны выяснить, насколько население удовлетворено уровнем медицинской помощи, образования, личной безопасности, работой власти в целом и степенью ее информационной открытости в частности.
В принципе, эти опросы действительно могут помочь нарисовать более объективную картину, но только в том случае, если к выяснению уровня удовлетворенности граждан не будут допущены сами подконтрольные чиновники. Иначе мы очень скоро узнаем, что народ пребывает в полном восторге от работы всех уровней власти.