За два часа до спектакля наш корреспондент пообщался с самим мэтром, композитором Глебом Маем, актером Дмитрием Харатьяном, а также певцами Павлом Смеяном и Анатолием Алешиным
— Омск — потрясающий город, такой красивый, такой жаркий, а вот мы вам «Белые снеси» привезли, — смеется Глеб Май.
— 25 лет назад Глеб Май и исполнитель №1 моих стихов чтец Сергей Чистяков составили композицию по авторским стихотворным произведениям, в которой я не принимал участия, — вспоминает Евгений Евтушенко. — Надо сказать, я вообще разрешаю композиторам использовать все что угодно, тем более что это люди, которым я доверяю. Мне очень понравилась эта композиция. Название она получила «Исповедь». Я тогда был просто удивлен, как Глеб Май соединил разные стихи, посвященные разным женщинам, в истории одной мечущейся молодой души. Все их объединяла мысль о несовпадении тела и души, что очень часто, кстати, встречается среди молодых. И конечно, до сих пор актуальная для молодежи во всем мире тема любви. В «Исповеди» было собрано 55-60 стихов. Это синтетическое произведение, и мы до сих пор не можем дать название своему жанру… В советское время было слишком много ханжества в нашей жизни, нам не разрешили выступать, и мы записали широкоформатный диск. Теперь он стал библиографической редкостью. Тогда «Исповедь» была культовой вещью подростков и молодых людей до 20 лет, а «Идут белые снеги» стала ее продолжением.
В рок-опере один герой — в трех ипостасях. Дмитрий Харатьян — воплощение лирического начала, Анатолий Алешин — романтического, а Павлу Смеяну досталась бесовская сущность.
Премьера рок-оперы прошла 12 декабря в Москве в «Олимпийском». Декорации — потрясающие: тогда на сцене был возведен специальный «остров», посажена в натуральную величину березовая, роща, а на огромном экране шел фильм-размышление героя… Конечно, по объективным причинам, в том числе, кстати, финансовым, везти на гастроли 50 человек на этот раз было очень проблематично. Поэтому омские зрители увидели несколько иную рок-оперу.
— Здесь совершенно иная сценография, — говорит Анатолий Алешин, — Вместо струнной группы симфонического оркестра выступал квартет, нет мужского хора… Меньше стала и балетная труппа. Но от Омска мы ждем теплого, радушного приема. Современная публика, приходя на наш концерт, в первую очередь спрашивает себя: «Что я здесь делаю?» К сожалению, люди отвыкли вдумываться в произведения, тратить интеллектуальные силы. И первые двадцать минут нам просто приходится искать контакт с аудиторией. Постепенно зрители втягиваются в спектакль, их захватывает происходящее, они сопереживают нашим героям.
— А виной тому попса, которая разучила зрителя думать, — подхватывает Евгений Евтушенко.
Но вот Дмитрий Харатьян не так категоричен:
— Думаю, что это эстрадное направление имеет право быть. Весь вопрос в том, имеет ли зритель возможность выбора. Мы даем альтернативный концерт, не похожий на привычные: это своего рода возрождение литературно-музыкальных вечеров, где нужно размышлять и работать головой. Я с великим удовольствием принял предложение участвовать в этом спектакле. Читаю стихи Евгения Александровича и понимаю — это мое. Стихи проникают в меня.
— В туре по России мы хотим найти сердца, которые отзовутся,- резюмировал Евгений Евтушенко. — Мы ищем месторождения сердец.
За рок-оперу «Идут белые снеги» Евгении Евтушенко номинирован на Нобелевскую премию по литературе.