В ЦЕНТРЕ СИБИРИ ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО ПРИЗНАВАЛСЯ В ЛЮБВИ

В ЦЕНТРЕ СИБИРИ ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО ПРИЗНАВАЛСЯ В ЛЮБВИ

Евгений Евтушенко, легендарный поэт-шестидесятник, шагнул на сцену Концертного зала и провозгласил, приветствуя омичей: «Мы счастливы, что находимся в сердце Сибири!»

Он всегда подчёркивает своё родство с Сибирью. Это дань памяти затерянной на её просторах станции Зима, где проходило его голодное военное детство, и всем сибирякам — людям уникальной, особо стойкой человеческой породы.

О незаурядной личности поэта написано и сказано очень много. У каждого, кто хоть однажды читал его стихи, свой Евтушенко. Но Евгений Александрович неустанно трудится над усовершенствованием собственного хрестоматийного портрета, пробуя себя в самых разных жанрах и ипостасях. Вот и в Омск он приехал не с привычной творческой встречей со своими читателями и почитателями. Он привёз в наш город своё новое творение — рок-оперу «Идут белые снеги…». Удивив весь белый свет, Евтушенко выступил не только автором литературной основы рок-оперы и актёром, сыгравшим самого себя, но, по сути, создал новый музыкальный жанр, который определяет словом «слектакль-поэтория».

История его создания необычна. 25 лет назад молодой композитор Глеб Май (кстати, наш земляк!) предложил признанному мэтру советской поэзии написанную им музыку. Нужна была четверть века, чтобы идея спектакля перебродила, настоялась и вызрела в ритмах и проблемах современного времени. В итоге в декабре прошлого года в концертном зале «Олимпийский» прошла премьера новой рок-оперы, приуроченная к приближающемуся 75-летию Евгения Евтушенко. Накануне поэт объявил, что своё детище намерен провезти по крупным российским городам, предваряя спектакль своим общением со зрительным залом. «Снеги…» двинулись в путь и вот достигли берегов Иртыша.

Конечно, внимание публики подстегнуло и участие в проекте популярных актёров Дмитрия Харатьяна и Павла Смеяна. Более «продвинутые» зрители знали об ещё одном исполнителе — Анатолии Алёшине, слышали про рок-группу «Steel City Band!» и электронный струнный квартет «Элеганс». Перед спектаклем Евгений Александрович рассказал зрителям о том, как знаменитые «Биттлы» вдохновлялись англоязычным переводом его поэмы «Станция Зима», что, в свою очередь, спровоцировало мэтра на написание «Баллады о пятом «Биттле» — так скромно Евгений Александрович обозначил свой вклад в творчество легендарной четвёрки.

Читая эти стихи, Евтушенко излучал такую невероятную энергию, которой хватило, чтобы раскачать зал на бодрое совместное пение припева к знаменитой «Жёлтой субмарине». Это и стало своеобразной прелюдией к спектаклю «Идут белые снеги…».

А дальше грянул пролог рок-оперы, в котором провозглашался главный её постулат: только при слиянии земного и духовного начала человека, души и тела возможны истинное счастье и гармония. Такое невероятное состояние дарит человеку только истинная любовь, которая дарует внутреннюю свободу, раскрепощает тело и полёт мысли. Поэтому спектакль начинается, по сути, с молитвы о ниспослании любви и молитве за Любимую.

Любовная лирика Евтушенко всегда была зеркалом его взаимоотношений с женщинами. Встречи и разлуки, страсть и охлаждение, верность и предательство — все эти воспоминания живы и дороги каждому любившему и любящему человеку. Всеохватность, вечность и интернациональность этих чувств подчёркивались документальными кадрами, проецируемыми на специальный экран: тут и египетские пирамиды, и статуя Христа в Рио-де-Жанейро, и рублёвская «Троица», и руины Акрополя, и мечети Стамбула, и прочие знаменитые, узнаваемые моменты человеческой истории.

Так же как в жизни, в которой не может быть специально спланированных отношений и «спроектированных» эмоций, в спектакле наблюдается некоторый сумбур: смешение сюжетов, воспоминаний о былом, боль от предательства — своего и былых любимых, мотивы то ли мести, то ли расплаты за грехи. Чувствуется всё-таки музыкальная «первородность» материала, когда стихи, как элементы мозаики, вкладываются в эмоциональный формат, определённый музыкой.

Действие могло бы и развалиться на составляющие его «кирпичики», если бы не несколько важных и удачных ходов. Прежде всего, фигура самого Евтушенко, наполняющего атмосферу спектакля достоверностью и исходящей от него невероятной энергетикой. (Единственный укор мэтру — не стоит поэту петь дуэтом с теми, кто по-настоящему владеет вокалом. Получается мимо ритма, мимо нот, как-то совсем по-ученически.) Очень хорош в спектакле Дмитрий Харатьян. Скептицизм относительно его возможностей как участника музыкального спектакля улетучился в первый же выход актёра. Прекрасное владение голосом, очень пластичное, живое наполнение текста, мощный драматический рисунок роли, светлое, мальчишеское обаяние артиста — всё легло у Харатьяна в «яблочко». Браво!

Органичным и активным участником действия стал и сам композитор Глеб Май, выходящий в качестве дирижера и эдакой «шпоры» в бок участникам спектакля, когда надо взвинтить темп или поднять градус эмоций. Очень трогательно смотрел на автора музыки Евгений Александрович, в своих вокальных номерах боявшийся ошибиться. Вот и получился Глеб Май настоящим музыкальным вседержителем.

А как остальные участники спектакля? Анатолий Алёшин, безусловно, был хорош как вокалист. Прекрасный голос, выигрышная внешность, а вот личностного наполнения образа оказалось маловато. Признаться, разочаровал опытный Павел Смеян. Получив выигрышную роль антигероя с мефистофельским подтекстом, артист так и пошёл по внешнему слою, оттого и выглядел несколько пародийно. Да и в музыкальном плане оказался, к сожалению, далеко не на высоте.

Насчет Дениса Константинова, сыгравшего Евтушенко в юности, сам Евгений Александрович пошутил перед спектаклем: еще надо посмотреть, кто из нас моложе. Знаменитый поэт как в воду глядел! Оказалось, кроме паспортной молодости, которая с годами, увы, проходит, у Дениса других очевидных достоинств на протяжении спектакля по-настоящему так и не выявилось.

Но в спектакле было главное: живой нерв, выстраданное жизненным опытом слово и, наконец, сама Любовь как высокое, если» хотите, христианское чувство. Зритель не просто сопереживает любовным перипетиям героев, но получает толчок к серьёзным гражданским размышлениям. Кто есть я в этом мире? Для чего я живу? Какова моя миссия в этом мире? Что есть моя родина?

Омской публикой был услышан и оценён гимн автора своему «вьюжному, недужному», но родному и поэтому любимому отчему краю:

А мы стесняемся, как напраслины,

Не только страшного, но прекрасного.

Любви стесняемся, молодечествуя,

И прячем даже любовь к Отечеству.

Расставались омичи с участниками спектакля благодарно и щедро аплодируя, завалив Евгения Евтушенко цветами. А он, признанный литературными академиями мира поэт, выдвинутый нынче на Нобелевскую премию, как ребёнок, искренне купался в этой атмосфере любви. И это было лучшим финалом, срежиссированным самими зрителями.

НА СНИМКЕ: на пресс-конференции перед началом спектакля.