Полтора года руководство самых крупных производителей чая и кофе в Индии — корпораций Tata tea ltd и Beeyu Overseas присматривалось к Омску. Крупнейшие индийские корпорации, на чайных плантациях которых в Западной Бенгалии и Ассаме собирается 57 миллионов килограммов чая, решали, стоит ли рисковать. Их омскому партнеру — компании «Чайный мир» был дан карт-бланш для развития своей розничной сети и наращивания объема поставок. Но омичи, решив продавать традиционный продукт, пошли нетрадиционным путем.
Давно замечено, что в разных странах любят чай и кофе с разным вкусом. На юге — предпочитают кофе с кислинкой, на севере — с горчинкой. В Сибири пьют чай летом — терпкий, зимой — ароматный. А китайцы, например, очень любят чай с вкусом миндаля, что сибирякам не понять.
Поэтому «Чайный мир» пошел на эксперимент. В нескольких городах Урала и Сибири — Омске, Новосибирске, Томске, Перми, Чите, Красноярске — жителям предлагали попробовать разные виды индийского чая и выбрать понравившийся вкус. Было опробовано около 70 сортов чая, из них отобрано 16. В результате этой почти полугодовой работы был составлен уникальный чайный вкус, который предпочитают жители восточной части нашей страны. И молодые маркетологи попали в точку. Заказанные по этим параметрам партии чая из Индии были объединены общим названием «Вдохновение и сразу же начали пользоваться популярностью. Парадокс, но на буквально затоваренном до отказа чайном рынке Сибири «Вдохновение» неожиданно для всех стало набирать очки. Только в Омске за год «Вдохновение» начали пить на завтрак, обед и ужин 32,6% омичей. Этот вид чая стал популярным, более того, его стали хорошо покупать не только в Сибири, но и в Москве, Санкт-Петербурге, на Урале. Узнав о результатах, индийские партнеры были просто изумлены.
В 1998 году советом директоров компании «Чайный мир» было решено открыть в Омске чаеразвесочную фабрику «Вдохновение». Омск сразу же отказался от дорогостоящего импортного оборудования и заказал все необходимое на предприятиях ВПК Екатеринбурга. Уральцы справились с задачей на «отлично», поставив в Сибирь конвейеры, во многом превосходящие зарубежные аналоги. Теперь создана вся технологическая цепочка. Морем чай доставляется из Индии в Санкт-Петербург, оттуда везется в Омск, здесь развешивается и фасуется в пачки, которые затем отправляются в разные уголки страны.
Ежемесячно фабрика производит 400 тонн чая, это при потребности Омска в 300 тонн. Сейчас на фабрике занято более ста человек, работают исключительно молодые девушки и юноши, работа достаточно напряженная. Быстрые руки фасовщиц буквально мелькают на расфасовочном столе, каждая из них пакует здесь до 24 тысяч коробок чая за смену. Многие из них обрели здесь работу, постоянный заработок и определенные социальные гарантии. Органолептические качества чая проверяются в специально отведенном для этого кабинете несколько раз в день. Вообще, по словам директора компании «Чайный мир» Е. Еремина, ставка сделана в первую очередь на качество. В прошлом году, например, омичи забраковали в Санкт-Петербурге четыре контейнера с чаем своего индийского партнера. Индийцы сначала были шокированы, потом смирились, зато теперь проверяют качество отправляемой продукции не менее тщательно, чем сибиряки.
— Мы рады, что в Омске нашли таких смелых и предприимчивых молодых людей, — сказал на открытии фабрики руководитель индийской корпорации Л. Сенгупта.
— Мы очень надеемся, что это партнерство будет развиваться и принесет новые перспективные проекты в Омск, — так прокомментировала это событие руководитель торгово-промышленной палаты Омской области Т. Хорошавина. И ее комментарий достаточно прагматичен. Если четыре года назад объем товарооборота между Индией и Омским регионом составлял всего 740 тысяч долларов, то уже через год — полтора миллиона долларов. А сегодня Омск надеется, что эта цифра возрастет. Кроме того, сибиряки прекрасно понимают, что их индийские партнеры — не только крупнейшие производители чая на мировом рынке, но это и кофе, табачное сырье, лекарственные средства. И тут Омск и Индию ждет самое широкое поле деятельности.