БРАВО, МАЭСТРО ПЕНДЕРЕЦКИЙ!

БРАВО, МАЭСТРО ПЕНДЕРЕЦКИЙ!

Вопрос о том, насколько уместен в рамках театрального фестиваля «Академия» концерт симфонической музыки, мог возникнуть только у человека, не знающего, кто такой Кшиштоф Пендерецкий

У музыкантов и заядлых театралов фигура современного польского композитора-классика и признанного дирижера, трижды получавшего престижную музыкальную премию «Грэми», на этот счет никаких сомнений не вызывала. Самый знаменитый композитор современности написал за свою жизнь не только множество симфоний и музыкальных пьес, но и четыре оперы, музыку к кинофильмам, драматическим и кукольным спектаклям. Да и сама его музыка необыкновенно сценична. Выписанные композитором образы, темы, настроения в ней настолько выразительны и объемны, что так и просятся в формат драматургического произведения.

Не случайно музыку Пендерецкого омичи услышали именно в академическом театре драмы, где она прозвучала особенно органично в антураже классического театрального зала со старинными ложами, балконами и великолепной акустикой. И сам элегантный маэстро во фраке со сдержанными аристократическими манерами очень убедительно вписался в обстановку театральности.

Налет строгой академичности в облике вполне объясним: Пендерецкий — почетный доктор нескольких десятков университетов и академий мира, обладатель огромного количества наград и званий — лауреат I, II и даже III премий на II конкурсе молодых композиторов Союза польских композиторов. Дважды обладатель Государственной премии в родной Польше. Также он — кавалер высочайшей награды Польши — ордена Белого Орла, обладатель Премии имени Хердера, имени Хоннегера, имени Сибелиуса, премии Лоренцо Великолепного, премии Фонда имени Карла Вольфа, премии Гравемейер Мьюзик Эвард, премии Международного совета по вопросам музыки ЮНЕСКО, премии Принца Астурийского.

Кроме того, в его послужном списке есть и звание лучшего композитора среди ныне живущих, присвоенное ему в 2000 году. Чтобы был понятнее не только масштаб личности маэстро, но и его литературные и философские пристрастия, стоит упомянуть, что он является автором сочинений на библейские и околобиблейские темы, написанных по главам романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», музыки к кинофильмам «Сияние» Стенли Кубрика и «Катынь» Анджея Вайды. Это поистине планетарный человек: к 3000-летию Иерусалима Кшиштофом Пендерецким были созданы «Семь врат Иерусалима», к 850-летию Москвы — гимн святому Даниилу, а на 1000-летие Гданьска он откликнулся гимном святому Войцеху. Композитор дважды писал музыку для Олимпиад: в 1972 году в Мюнхене и для церемонии открытия Олимпийских игр в августе нынешнего года в Пекине.

Так что 18 сентября омичи смогли увидеть настоящую легенду мировой классики. Особенно повезло музыкантам Омского академического симфонического оркестра. Нечасто за дирижерским пультом стоит автор исполняемых всемирно признанных произведений! Ответственность была велика, но оркестранты с блеском справились со своей сверхзадачей. Публика услышала очень выразительную, насыщенную переживаниями о судьбах современного мира музыку Пендерецкого: самую знаменитую Симфонию № 2 «Рождественскую», две части «Польского реквиема», «Чакону», а также Largo для виолончели с симфоническим оркестром, написанное специально для Мстислава Ростроповича. Омичи, к слову сказать, стали свидетелями росcийской премьеры последней редакции Largo. А в качестве солистки выступила обладательница Гран-при VII Международного конкурса виолончелистов имени М. Ростроповича в Париже — первый российский музыкант, завоевавший высшую награду за всю историю существования этого конкурса — уроженка Новосибирска Татьяна Васильева. Одна из ведущих музыкантов своего поколения играет на виолончели «Васлин» работы Антонио Страдивари, изготовленной мастером в 1725 году. Васильева не только продемонстрировала великолепное владение этим уникальным инструментом с «голосом» незабываемого тембра. Она сразу сумела очаровать и расположить к себе омскую публику, изящно «поправив» ведущую концерта, объявившую: «Татьяна Васильева, Франция!» Виолончелистка представилась сама: «Россия, Новосибирск!» — сразу вызвав аплодисменты зала.

Симфония № 2 «Рождественская» исполнялась во втором отделении. Именно в ней во всем величии и мощи раскрылся фантастический талант этого великого композитора и его недюжинный дирижерский темперамент. Рождественскую тему наш зритель и слушатель привык воспринимать как некое проявление благостных, мелодраматических мотивов, забывая, что речь идет о перевороте сознания целых эпох. Ведь в мир пришел Младенец-Спаситель, пришел, чтобы изменить его, наполнить любовью, добротой и состраданием. У Пендерецкого в «Рождественской» симфонии рассказана не только история прихода на землю Христа, его будущих страданий, гонений, смерти и воскрешения, но и осмыслена история самого человечества с его метаниями, борениями, искушениями, поисками. В финале музыка композитора одновременно страстна и величественна, она захватывает и возвышает человека, напоминает, что он создан по образу и подобию Божьему. Симфония № 2 волнует, потрясает, проливая на всех свет любви и надежды…

Слушатели в этот вечер испытали настоящий катарсис. А разве не за этим удивительным чувством очищения люди приходили в театр еще во времена Древней Греции? Музыка Кшиштофа Пендерецкого напомнила об этом, собрав в концертной программе, как в фокусе, все разнообразие и многоликость спектаклей Первого международного театрального фестиваля «Академия».