ПОВЫШЕННАЯ ПРОХОДИМОСТЬ

ПОВЫШЕННАЯ ПРОХОДИМОСТЬ

Модернизированный вездеход-амфибия «Арктика» проходит тестовые испытания

Первый день испытаний — и первый контракт. Одновременно с испытаниями проходит и презентация усовершенствованного образца «Арктики». Заказ на изготовление сделали представители ОАО «Иркутск-Газпром». Серия тест-драйва продлится в течение нескольких дней. Оценить внедорожник омского производства приедут представители десяти углеводородных компаний. В том числе — Роснефть, ТНК-ВР, несколько «дочек» ОАО «Газпром». Также ожидаются представители предприятий Казахстана и Камчатки.

На берегу акватории Иртыша две амфибии — пассажирская и грузовая. Предстартовый досмотр. Заправка. При необходимости горючего хватят на 800 километров «Двойняшек» заказала ТНК-ВР. Выполняло заказ ОАО «Торгово-промышленный центр «СибВПКнефтегаз». Парочка обошлась примерно в 32 млн. рублей.

Занимаем пассажирские места. На входе – жидкокристаллический телевизор, кондиционер. У начальника отдела эксплуатации Сергея Плесовских отдельное кресло — капитанское. Рев моторов перекрывает голоса. «Арктика» ходит на двух камазовских двигателях. Каждый по 160 лошадиных сил. Но ей под силу добраться туда, куда не пройдут ни грузовики МАЗ, ни КамАЗ. Подняв смерч пыли и брызг, амфибия на воздушной подушке мягко спускается к воде. Новая модель дополнительно оснащена колесным приводом и гидравликой. Теперь «Арктика» не только передвигается по воде, бездорожью, топям, ледовым торосам, но и преодолевает крутые подъемы (не менее 40 градусов).

Тем временем вездеход достаточно быстро набрал скорость. «На воде это самое быстроходно судно, может развивать скорость до 80 километров в час», — тест комментирует генеральный директор ОАО ТПЦ «СибВПКнефтегаз» Сергей Краско. Благодаря ряду конструктивных решений достигается эффект полета, что, собственно, обеспечивает машине повышенную проходимость, отличает от зарубежных и отечественных аналогов данного класса. «Уникальность машины и в том, что ей не страшна непогода. В условиях, когда аналогичные транспортные средства не могут передвигаться (например, при шквальном ветре), омская амфибия сохраняет устойчивость и маневренность», — поясняет начальник производства Вячеслав Тимофеев. В подтверждение его слов машина ровно разворачивается на 360 градусов и, обогнав баржу, выползает на берег. Итоги тестовой проходки подводит главный специалист департамента транспорта ОАО «Газпром» Владимир Комаров: «Такая машина нужна для доставки грузов, трудовых вахт и пассажиров в труднодоступные районы. И не только нефтяным компаниям, но и муниципальным властям. Вездеход выигрывает и в сравнении с вертолетом. Гораздо дешевле в обслуживании и практичнее в эксплуатации. Ведь условия могут быть нелетными. Омский же вездеход имеет абсолютные преимущества как в цене, так и по техническим параметрам».

Как пояснил первый заместитель генерального директора — главный конструктор Василий Мамонтов, первый образец вездехода на воздушной подушке «Арктика» создан на основе двойных технологий. «Коллектив предприятия сформирован из сотрудников ПО «Полет» и Омсктрансмаша. Так что машина прочная, как танк, и быстрая, как самолет», — шутят разработчики. Сегодня омичи предлагают заказчику линейку различных образцов. Готовится и новый проект — по созданию грузовой платформы на воздушной подушке.

Испытания и презентация модернизированной «Арктики» продлятся несколько дней, после чего обе амфибии своим ходом отправятся к месту эксплуатации — на Васюганские болота, где ведется разработка углеводородных месторождений.