ГИДРОУЗЕЛ ПОСТРОЯТ У ПРИЧАЛОВ НЕФТЕЗАВОДА

Определено конкретное место строительства Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш

Плотина расположится возле нефтеналивных причалов нефтеперерабатывающего завода. Проект гидроузла обсудили на градостроительном совете Омской области 22 января.

Как рассказал губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ, по гидроузлу было получено положительное заключение Главгосэкспертизы России, создано бюджетное учреждение Омской области, которое будет выполнять роль заказчика. По результатам конкурса определен генеральный проектировщик — ОАО «Мособлгидропроект». К сентябрю 2009 года планируется завершить стадию проекта гидроузла, а к концу 2010 года — рабочую документацию. Строительство гидроузла включено в план мероприятий, связанных с подготовкой и проведением 300-летия Омска. Это позволит решать вопросы федерального финансирования. По словам губернатора, на первом этапе предполагается строительство низконапорной плотины ниже города Омска, а в перспективе — строительство гидроузла с водохранилищем выше по течению Иртыша.

Главный инженер проекта ОАО «Мособлгидропроект» Павел СТОКО доложил, что институт приступил к разработке проектной документации Красногорского водоподъемного гидроузла с конца сентября прошлого года. На град-совет институт представил четыре варианта размещения створа гидроузла. Один из них предлагался в районе золоотвалов ТЭЦ-4 на правом берегу и населенного пункта Красная Горка на Левобережье.

Однако такое расположение приведёт к тому, что в водохранилище с ветром будет попадать зола, а с грунтовыми водами могут проникнуть вредные примеси. Следующий вариант намечался в зоне строительства автодорожного моста северного обхода. Но, по мнению разработчиков, совмещение моста и федеральной трассы высшей категории с плотиной приведет к негативному влиянию сооружений друг на друга и увеличит стоимость каждого из них. В другом варианте створ гидроузла располагался в районе поселка Берегового, что потребовало бы строительства защитных дамб по обоим берегам. Поэтому методом исключения был выбран четвертый, оптимальный вариант — гидроузел в проекте разместили между садами «Междуречье» на левом берегу и нефтеналивными причалами нефтезавода на правом.

Экологически он более безопасный — причалы расположены ниже по течению. Судоходство будет осуществляться через шлюз у левого берега, который способен одновременно пропустить до трех судов. В водохранилище можно будет поддерживать любой уровень, необходимый для города, открывая и закрывая затворы.

Главный инженер бюджетного учреждения Омской области «Управление капитального строительства заказчика по строительству объектов гидроузла» Павел САФРОНОВ добавил, что они неоднократно встречались с владельцами земельных участков и проводили согласования с нефтеперерабатывающим заводом. Выше к городу расположить створ нельзя, а ниже по течению возникнут проблемы с подтоплением и отводом земли. Выбранный створ наименее затратный при дальнейшем строительстве. На правом берегу на 1 километр выше по течению от нефтеналивных причалов сегодня находятся федеральные земли, а на левом — земли сельхозназначения, которые сейчас не обрабатываются. Плотина позволит в районе набережной у Ленинградского моста поднять уровень воды на 150-180 сантиметров от сегодняшней отметки.

На градсовете возникла небольшая дискуссия о конструкции водосброса. По мнению омских специалистов, из экологических соображений все-таки предпочтительней вариант с переливной плотиной и пропуском донных потоков через соответствующие отверстия, а не перекрытие затворами. Но споры, похоже, уже ни к чему: решения были приняты ранее. По словам Павла СТОКО, при прохождении паводка затворы полностью открываются и образующиеся донные наносы пропускаются. «Это не песок для строительства, а иловые отложения, — пояснил он. — И через пять — десять лет Иртыш в районе Омска может превратиться в вонючую лужу. Чтобы этого не было, выбрана такая конструкция».

По словам мэра Омска Виктора ШРЕЙДЕРА, все же возникает великий соблазн использования этой плотины как мостового перехода северного обхода. Г-н СТОКО ответил, что тогда на 20% увеличится стоимость водосброса и насыпей, так как надо будет делать эстакаду высотой более 13 метров. Кроме того, есть документы МВД, говорящие о том, что не стоит осуществлять проезды по гидротехническим сооружениям в связи с террористической опасностью. «Вы просто предпочли не связываться, — решил губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ. — Думаю, это еще предмет дальнейшей проработки, будем считать».

Тем не менее губернатор предложил с учетом замечаний одобрить проект и вынести его на заседание правительства.