До этого святыня побывала в Москве и Екатеринбурге. Из нашего города ее возвратят в Почаевскую лавру. Этот старинный мужской монастырь сегодня является форпостом православия на Западной Украине. На вопрос, не связано ли прибытие Почаевской иконы в города России с визитом на Украину Папы Римского, монах лавры, сопровождающий икону иеродиакон Филарет, ответил отрицательно. По его словам, ни сама поездка, ни крестный ход никаких политических целей не преследуют. Единственная цель, кроме сугубо религиозной миссии, — это объединение русского и украинского народов. «Господь поругаем не бывает, как мы знаем из Священного Писания, и правда всегда восторжествует. Сколько бы ни длилось богоборчество, безбожие, Православная Русь всегда возродится».
История иконы такова. В середине 16 века греческий митрополит Неофит возвращался из Москвы на родину и остановился погостить на Волыни, недалеко от города Почаева, у помещицы Анны Гойской. В благодарность за гостеприимство митрополит подарил свою родовую икону.
Икона написана в строго византийском стиле. Она изображает Матерь Божию с младенцем Иисусом на руках. На иконе есть еще семь миниатюрных изображений святых на клеймах. Справа вверху изображен пророк Илия, ниже — св. мученик Мина слева — св. первомученик Стефан, ниже преподобный Авраамий. Нижние изображения — лики трех святых жен: св. мученицы Параскевы, великомученицы Екатерины и св. мученицы Ирины-девы.
Только 30 лет спустя домашние Гойской стали замечать необычный свет, исходящий от иконы. Прошло еще немного времени, и благодатное силовое поле иконы возвестило о себе первыми чудесами. Прозрел родной брат Гойской Филипп Козинский, бывший слепым от рождения. Женщина более не решалась оставлять икону у себя и передала ее в Почаевскую Успенскую церковь. С той поры сказание о Почаевской чудотворной иконе зафиксировало немало случаев чудесного исцеления.
С 1720 по 1831 гг. Почаевская обитель находилась в руках униатов. Вместе с лаврой к ним переходила и чудотворная икона. В 1773 году икону короновали римскими диадимами. В практике католической церкви коронование иконы означает формальное каноническое признание образа чудотворным. В 1831 году после возвращения монастыря в лоно православной церкви и Священный Синод признал Почаевскую икону Божией Матери «воистину чудотворною» как древнюю, несомненную святыню Русской православной церкви.
Поток паломников к иконе нескончаем, однако иеродиакон Филарет говорит: «Искать в этой святыне только чуда, ожидать от нее только разрешения своего вопроса жизненного… Мне такое отношение к Богу кажется потребительским. Мы пришли в церковь, поставили свечку и говорим: «Господи, ты нам дай». Мы получили и забыли поклониться. А как правило, мы поклонились, свечку поставили и все. Теперь наша дань Богу закончилась, теперь мы от Бога ожидаем. Да нет, дорогие! Тут важно жить этой жизнью христианской, догматической. Осознать до глубины души своей, что Бог нам необходим, что со спасением не шутят. И поэтому можно просто прийти к святыне Почаевской, помолиться, поплакать. Даже неверующие приходили, и действительно Господь касался их сердца благодатью своей, и они просто плакали и удивлялись такой перемене. Такое преображение души, умиротворение, покой — вот это уже есть чудо. Мы только не замечаем, мы ищем грандиозного события».
Почаевская чудотворная икона Пресвятой Богородицы пробудет в Омске месяц.