ВЛАДИМИР СПИВАКОВ: «ОРГАНИЗОВАТЬ ТАКОЙ КОНКУРС НЕ МЕНЕЕ ВАЖНО, ЧЕМ ОТКРЫТЬ ЗАВОД»

ВЛАДИМИР СПИВАКОВ: «ОРГАНИЗОВАТЬ ТАКОЙ КОНКУРС НЕ МЕНЕЕ ВАЖНО, ЧЕМ ОТКРЫТЬ ЗАВОД»

В субботу в Омске завершился Первый Международный конкурс скрипачей имени Юрия Янкелевича. В нем приняли участие более 30 музыкантов из 12 стран мира

Учредителем конкурса выступило правительство Омской области. Его почетным президентом стал народный артист СССР Владимир Спиваков -один из учеников Янкелевича. Возглавил жюри также ученик Янкелевича — профессор Версальской консерватории Александр Брусиловский. Итоги подводились в двух возрастных группах. В младшей группе выступили исполнители в возрасте до 15 лет. Первое место заняла китаянка Е Юань. В старшей группе — в возрасте от 16 до 28 лет — победил Габриэль Чалик из Франции. Очень неплохо выступили и омичи. Лауреатами III степени в младшей группе стали Татьяна Полякова и Дмитрий Бородин. Победители получили премии от 18 до 370 тысяч рублей. Кроме того, многие участники получили сертификаты на именные стипендии.

ВЛАДИМИР СПИВАКОВ ПРОТИВ ЗАКУЛИСНЫХ ИГР

— Владимир Теодорович, как Вы отнеслись к идее проведения конкурса имени Янкелевича?

Владимир Спиваков: Честно говоря, я испугался. Нельзя сказать, что я смотрю на Россию глазами иностранца, но о том, как живет провинция, мало знают и в Москве. Хотя у меня уже был опыт совместной работы с омскими музыкантами. Это было во Франции, и французы поражались, как виртуозно сибиряки играют сложнейшие произведения. Но выступления -это одно, а конкурс — совершенно другое. Нужно решать множество немузыкальных вопросов. Есть определенные сложности. Ведь многие участники — дети. Например, такой момент: на российской таможне нужно заполнять декларацию, вносить в нее скрипку. Причем нужно иметь на инструмент все документы, фото… А теперь представьте, что на конкурс летит из Франции 13-летняя девочка, которая до этого знала только дорогу из Бордо в Париж и обратно. Если бы не! Габриэль Чалик и его брат, которые согласились быть сопровождающими, она просто не добралась бы до Омска.

— По какому принципу подбиралось жюри конкурса? И почему вы в него не вошли?

В.С.: Я давно зарекся сидеть в жюри. Слишком неудобный судья, очень не люблю всевозможные «подводные течения». Были случаи, что из-за моей настойчивости некоторые конкурсы оказывались на грани срыва. Очень хотелось, чтобы конкурс имени Янкелевича с самого начала имел репутацию места, гдз музыкант может получить реальную оценку своего исполнительского мастерства. Я виноват — не смог приехать на финальный тур. Летел из Парижа, где выступал, концерты нельзя было отменить. А вот авиарейс 5-го числа отменили. Я сидел в аэропорту, переживал. Вырвался в Омск, как только представилась возможность. Приехал, побеседовал с каждым из судей. Если есть какие-то закулисные игры, взаимные обиды, то кто-нибудь неизбежно проговорится. Но на этот раз правда состояла в том, что «подводных течений» не было.

— Каков для вас итог конкурса?

В.С.: Главный итог — сам факт его проведения. Весь мир кричит о кризисе, о том, что культура под угрозой, что ни на что не хватает денег. Но несмотря ни на что, организуется новый конкурс — конкурс памяти выдающегося педагога, и не где-то, а в Сибири, в российской провинции, о которой мир вообще ничего не знает. Вообще, я считаю, что телевидение, СМИ страшно принижают народ. Посмотришь телевизор — и такое впечатление, что нет ничего, кроме московской тусовки. А на самом деле — вот он, народ. Сибирь, зима, а люди идут, чтобы послушать скрипичную музыку, болеют за участников…

Что бы там ни говорили, но миру нужны такие вот точки стабильности. Мир держится на гармонии. Организовать такой конкурс для истории не менее важно, чем открыть новый завод. Я твердо в этом убежден. Ведь мы сейчас живем на проценты от того, что создано предшественниками. Создано тем же Юрием Янкелевичем. Этот конкурс — проценты от его труда. И нужно стараться не «проедать» этот капитал, а приумножать его.

СИБИРЬ ВСЕ ЖЕ ХОЛОДНЕЕ КАНАДЫ

На конкурсе можно было наблюдать еще один феномен, о котором сейчас мало кто задумывается. Для музыки не существует ни границ, ни политики. Большинство членов жюри — из Франции, Германии, Канады и других стран -или учились у Юрия Янкелевича, или сотрудничали с ним. Собственно, для большинства из них участие в организации конкурса — дань памяти этому человеку. Та же традиция сохраняется и у молодых.

Студент Версальской консерватории и философского факультета Сорбонны Габриэль Чалик, получивший первую премию в старшей возрастной группе, на вопросы об Омске и Сибири только пожимал плечами:

Я уже был здесь два года назад. Выступал. Правда, тогда я был в октябре, сейчас холоднее. Но ничего страшного. Красивый город, хорошая скрипичная школа.

А вот для маленькой китаянки Е Юань поездка в Омск была настоящим приключением. Несмотря на поддержку прилетевшей вместе с ней мамы, выглядела девочка немного испуганной. Играть на сцене — это уже почти привычно. А вот интервью перед телекамерами у нее брали впервые в жизни.

— Я учусь в Канаде- рассказала налистам. Про конкурс мне сказал мой педагог Тарас Габора. Мы четыре месяца готовили программу. Мне кажется, я на конкурсе играла лучше, чем на занятиях. Помогали зрители.

Полет из Канады, выступления… Ты, наверное, устала?

— Да, устала, но очень довольна. Рада победе.

— Наверное, после Канады тебе Сибирь не кажется такой страшной, как европейцам.

— Не страшно, нет. Но все же Канада и Сибирь — очень разные страны, разный климат. В Ванкувере теплее.

— Как ты хочешь потратить призовые деньги?

— Отдам моему учителю, который очень много со мной занимается, маме и папе. И хочу в каникулы поехать в Италию, чтобы изучать там камерную музыку. В Италии — лучшие камерные оркестры. И еще хотела бы встретиться с теми, с кем была на конкурсе. Может быть, вместе играть.

СПРАВКА «ВО».

Юрий Янкелевич — наш земляк, начинал музыкальную карьеру в Омске. Сейчас в это трудно поверить, но в начале 20-х годов прошлого века в разоренном Гражданской войной городе на концерты юного скрипача собирались целые залы. Однако в истории музыки Юрий Янкелевич остался не столько как исполнитель, сколько как великолепный педагог. Долгие годы он преподавал в Музыкальном училище при консерватории и в Московской консерватории. Многие известные сегодня музыканты — его ученики.

Частью мероприятий в честь столетии со дня рождения Юрия Янкелевича! стал Первый Международный конкурс скрипачей его имени.