Анатолий Григорьевич Степанов — лицо в Омске небезызвестное. В конце 80-х прошлого века с началом перестройки почувствовал вкус к общественно-политической жизни, стоял у истоков трёх общественных организаций. Политической карьеры самостийный демократ Степанов не сделал, но взятую им на себя добровольно роль, так сказать, гласа народа исполняет исправно. То есть пишет по всякому представляющемуся ему важным поводу по адресам чиновников, в том числе мэрам Омска и губернатору. Никакой крамолы в посланиях Степанова наверх — а с частью этих писем в редакции «Вашего ОРЕОЛА» знакомы — усмотреть невозможно. Нет там ни оскорблений, ни призывов к террору или протесту. А есть наивная вера: раз дали слово простому человеку после долгих лет тоталитарного страха, значит, надо высказывать властям предержащим свои предложения по улучшению жизни.
Надо сказать, что Анатолий Григорьевич от тоталитарного режима пострадал конкретно. Его деда Ивана Трещева раскулачили в 30-е годы и сослали из Большой Бичи Усть-Ишимского района, где семейство растило лён, держало табун лошадей, в Бакшеево Тевризского района. Отец и мать Анатолия Григорьевича познакомились и поженились на спецпоселении. Биография у Степанова вполне советская: окончил школу в Тевризе, потом Тарское педучилище, в армии служил в Вильнюсе. После армии окончил ещё и пединститут, трудовой стаж 40 лет, вырастил трёх дочерей.
Письма с предложениями в разные инстанции Степанов пишет уже двадцать лет. И часто получает ответы. Но прошлой осенью вместо ответов Анатолию Григорьевичу стала звонить некая дама. Она представлялась врачом-психиатром областной психиатрической больницы имени Н.Н. Солодовникова. Дама настойчиво приглашала Степанова в свой кабинет. От неё же Анатолий Григорьевич узнал, что в больницу поступили какие-то его, Степанова, документы на предмет их исследования психиатрами. Демократ и правозащитник не на шутку испугался: а ну как он не заметил, что вернулись времена, когда всяких несогласных помещали в психушки? И прибег к своему любимому жанру: написал мэру Виктору Шрейдеру и начальнику областного УВД Виктору Камерцелю. На письмо мэру ответил его заместитель Владимир Куприянов. «Сообщаем, — говорится в ответе, — что указаний со стороны администрации города Омска по поводу каких-либо проверок Вашего состояния здоровья в муниципальные учреждения здравоохранения города Омска не поручалось». И ведь не кривит душой вице-мэр Куприянов, поскольку областная психиатрическая больница — не муниципальная. Ответом из УВД Степанов тоже не удовлетворился. И поскольку звонки из психиатрической лечебницы продолжались, обратился к прокурору области Анастасу Спиридонову.
Сколько раз «Ваш ОРЕОЛ» писал: если где и можно простому человеку в нынешней России найти хоть какую-то защиту, так это у прокуроров. Облпрокурор спустил обращение по инстанции, и в ходе проверки Анатолий Григорьевич познакомился с бумагой, положившей начало таинственной истории с участием психиатров. Бумага адресована главному врачу больницы имени Н.Н. Солодовникова Александру Уткину и подписана директором департамента здравоохранения администрации Омска Сергеем Добрых (на снимке). Цитируем полностью: «В связи с неоднократными обращениями н администрацию города Омска Степанова Анатолия Григорьевича, проживающего по адресу (указывается адрес), департамент здравоохранения города Омска просит Вас сообщить о психическом состоянии здоровья данного гражданина с целью прекращения с ним переписки по различным вопросам (примеры писем прилагаем)».
Степанов предусмотрительно сделал копию этого поражающего воображение и как будто написанного лет 30 назад документа. Комментарии,как говорится, излишни. Интересно, сколько граждан, пишущих в мэрию в надежде решить какие-то свои проблемы, добрый доктор Добрых готов с подачи своих коллег по мэрии направить в психушку? Ну а чиновникам остаётся от души посочувствовать: до чего же им надоели граждане, если они готовы в обход всех законов и норм списать в сумасшедшие тех, кто пытается до них достучаться.