Но уголовное дело по этому факту в настоящее время прекращено. Потому что подозреваемый в причастности к организации убийства — небезызвестный авторитет Владимир Вебер давно покоится в земле: с ним расправились еще в 1997 году. Нет в живых и непосредственного исполнителя — члена преступной Группировки Екатеринбурга Олега Сенцова.
Автоматная очередь
15 ноября 1995 года, около 12 часов ночи, у дома № 7 по улице Олимпийской прозвучала автоматная очередь. Сразу после выстрелов перепуганные жильцы услышали, как рванул с места автомобиль. У подъезда дома остался лежать мужчина, в котором прибывшие на место оперативники узнали известного омского авторитета Александра Швабо. На момент обнаружения он был еще жив, но находился в бессознательном состоянии. У Швабо были прострелены голова, грудь и руки. Его немедленно доставили в больницу. Несмотря на то, что брат раненого выписывал ему лучших врачей и предпринимал все меры для его спасения, Александр не выжил: не приходя в сознание, он скончался через неделю после получения ранений.
Александр Швабо был «смотрящим» за Омском. Он собирал и распределял общак. (Так называется своего рода фонд, в который преступные группировки делают отчисления от прибыли. Средства из общака, как правило, идут на помощь членам группировок, отбывающим наказание, и их семьям.) Кроме того, Швабо иногда выступал в роли третейского судьи, решая спорные вопросы, периодически возникавшие между бандитами. У него также были своя группировка и свой бизнес. Среди местных криминальных элементов он имел значительный вес.
Изначально следствие не исключало возможность заказного убийства Швабо. Работа велась огромная. Прежде всего пытались выяснить, кому он перешел дорогу. В те горячие времена бандиты то и дело стреляли, гонялись друг за другом — делили сферы влияния. Трудно было разобраться, кто против кого.
Имелась и другая версия происшедшего. Как сказали нам оперативники, было известно, что Швабо вложил в какое-то дело в Москве миллион долларов. Вроде как брат убитого ездил в столицу с вопросами об этих деньгах, но ему посоветовали побыстрее забыть о них.
Тем временем омские бандиты догадывались, кто мог организовать убийство Швабо. Но для протокола тогда никто из них ничего говорить не хотел. Не принято в их мире свидетельствовать против своих, даже если этот «свой» и является твоим заклятым врагом. Многие люди, которых пытались вызвать в качестве свидетелей, игнорировали повестки и даже временно уезжали из города. Поэтому в то время не смогли раскрыть убийство криминального авторитета.
СЕРЬЕЗНАЯ «ПРЕДЪЯВА»
И только недавно операм удалось разговорить некоторых людей, которые были осведомлены об обстоятельствах убийства Швабо. Тогда в протоколах допросов свидетелей и появились имена Владимира Вебера и Олега Сенцова — члена одной из преступных группировок Екатеринбурга. Мы излагаем эту ситуацию со слов следователя областной прокуратуры Романа Утенко и оперативников MOM РЭУ.
В 1995 году Швабо, как уже говорилось, был одним из самых влиятельных преступных авторитетов Омска. Он был поставлен «смотрящим» за Омском неким Хасаном — главой чеченской группировки в Москве. Веберу, человеку амбициозному и честолюбивому, столь значимое положение Швабо не давало покоя. И вроде как тогда он и решился на небольшую интрижку. Вебер начал потихоньку распространять слух, что Швабо не чист на руку: берет деньги из вверенного ему общака. Это дошло до «смотрящего» — и он ответил тем же: сказал, что Вебер и сам «лазит в общак», а кроме того, является осведомителем ненавистного всеми бандитами «шестого отдела». Швабо добавил, что в Москве Вебера уже «спросили за это» и «опустили».
Это было уже прямым обвинением и оскорблением. Так сказать, серьезная «предъява». Стало всем ясно, что эти два человека не смогут больше сосуществовать в одном городе. Что-то между ними должно было произойти. Посвященные в этот конфликт бандиты и коммерсанты с интересом наблюдали, как будут дальше развиваться события.
ХОД КОНЕМ
Владимир Вебер, что называется, сделал ход конем. Он поехал в Москву и пожаловался Хасану на Швабо: дескать, жизни не дает, оскорбляет публично, помогите разрешить спор. Но москвичи не сочли нужным вникать в личный конфликт двоих провинциалов и разбираться, кто про кого что сказал. Веберу ответили, чтобы разбирался сам. Надо полагать, он только того и ждал. «Разберись сам» можно было истолковать как позволение устранить московского ставленника.
В ноябре 95-го он вновь укатил в Москву, поставив об этом в известность довольно широкий круг знакомых. Там встретился со своим знакомым из Екатеринбурга Олегом Сенцовым.
Член одной из преступных группировок Олег Сенцов одно время жил в Омске. В Екатеринбурге он сбил на машине двух девочек и, чтобы скрыться от правосудия, укатил в Сибирь «отсиживаться». Здесь он и примкнул к Веберу, с которым когда-то познакомился в Москве. Молодому крепкому парню «без тормозов» Вебер нашел занятие. Сенцов хотел нравиться влиятельному человеку и с удовольствием выполнял любые его поручения. Наверное, поэтому в ноябре 95-го он не отказал Веберу в просьбе убить Швабо.
Оба они уехали в Екатеринбург, откуда Вебер позвонил своему брату и попросил пригнать машину. Последний приехал на «шевроле» Владимира Вебера в Екатеринбург, а назад вернулся на поезде, оставив машину брату. На этом «шевроле» Вебер и Сенцов тайно приехали в Омск, захватив с собой автомат Калашникова. 16 ноября они дождались у подъезда Швабо и, как только последний появился, Сенцов нажал на курок…
Когда дело было сделано, оба вернулись в Екатеринбург, откуда Вебер улетел в Москву. А спустя месяц-другой он как ни в чем не бывало приехал в Омск.
ИНТРИЖКА-2
Вот и вся история. Авторитет погиб не в результате передела сфер влияния, а из-за короткой интрижки, которая, быть может, была специально организована претендентом на положение первого. Надо сказать, что Вебер и в самом деле, что называется, пошел в гору после смерти Швабо. Положение «победителя» в Омске значительно укрепилось. Некоторым людям он открыто заявлял о том, что это именно он убрал Швабо. Впрочем, когда брат убитого спрашивал Вебера об этом, тот стремился рассеять его подозрения. Говорил, чтобы не верил слухам.
А вот исполнитель убийства — Олег Сенцов долго не прожил. В сентябре 96-го он умер. Медики дали заключение, что смерть наступила в результате отравления этиловым спиртом. Однако, по словам оперативников MOM РЭУ, у них есть информация, что Олег умер от передозировки героина, который он вроде бы купил у знакомой Вебера…
Последний, как известно, тоже плохо кончил. Местная пресса подробно описывала убийство Вебера в 1997 году. Он повздорил с другими местными авторитетами, его забили бильярдными киями, отвезли на берег Иртыша и подожгли вместе с машиной. Этот конфликт, кстати, тоже начался с того, что Вебер обвинил одного из авторитетов в сотрудничестве с милицией. На этот раз, видимо, интрижка не удалась.