ЗАЧЕМ НУЖЕН ШКОЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ?

В сфере образования слово "мониторинг" - достаточно новое и поэтому не совсем понятное учителям и директорам школ

К слову сказать, в главном управлении образования администрации Омской области отдел мониторинга и качества обучения был открыт с приходом к руководству Артема Ткаликова. Теперь уже во всех районных подразделениях образования службы мониторинга являются обычными.

Однако работников этих структур никто специально методике мониторинга не обучал. И наблюдение за ходом учебного процесса ведется теми же старыми методами. Это тестирование, контрольные акции, плановые проверки и т. д. За ними следуют и старые ошибки: случайность получаемых результатов, субъективизм выводов. А в качестве «побочных эффектов» мы имеем дискомфорт учителей и учащихся, большое количество людей, задействованных в контрольных акциях, и зачастую -некорректность разработанных ими заданий.

Настоящий непрерывный, научно обоснованный мониторинг лишен всех этих недостатков. Поэтому он и пришелся ко двору в школе № 36 Кировского округа Омска и в школах Любинского района. Причем, нельзя сказать, что эти учебные заведения оборудованы компьютерной техникой по последнему слову -в 36-й школе компьютерного класса нет вообще. Но оказалось, что это не главное. Для успеха дела важнее то, чтобы в нем участвовал каждый педагог, каждый школьник — каждый наблюдаемый. В данном случае их удалось вовлечь в работу по мониторингу школьной успеваемости на самом начальном этапе.

Состоит он в том, что сам школьник под руководством классного руководителя представляет данные о своей успеваемости за несколько четвертей и даже за несколько лет. Эти данные оформляются в виде школьного сертификата — или в виде простой таблицы четвертных оценок по основным предметам за ряд лет обучения. А далее таблицы сводятся в графики и индивидуальные диаграммы, на основании которых каждый школьник может знать свой рейтинг в общей картине успеваемости как в целом, так и по отдельному предмету. Так результаты мониторинга оказываются доведенными до каждого школьника, педагога, родителя. А потому ими востребованы.

Традиционная методика контроля лишена этого преимущества. И вот где не нашли способа вовлечения школьников в наблюдение за своей успеваемостью, там мониторинга, по сути, нет, есть только чиновники от мониторинга, техника и программы поиска одаренных детей. Следовательно успех мониторинга во всей области будет зависеть именно от того, удастся ли вовлечь в него каждого учащегося. Именно такой, непрерывный, продолжительный, научно обоснованный мониторинг позволяет получить объективные данные для принятия правильных управленческих решений.

Причем обработка этих данных технологически настолько проста и доступна, что пять школьников из 36-й школы смогли обработать 450 анкет одиннадцатиклассников и 318 анкет девятиклассников. Таким образом, одна школа, один коллектив может стать ядром мониторинга целого района.