К ОМСКУ ПОДСТУПАЮТ БЕШЕНЫЕ ЛИСЫ

В то время как ветеринары Запада изучают спонгиоформную энцефалопатию ("коровье бешенство"), вызываемую прионным белком, омские учреждения ветеринарной службы и здравоохранения озабочены активным распространением другого бешенства

Можно, думаю, назвать его «диким». Вызываемое специфическим нейротропным вирусом, «дикое» бешенство передается через укус таких диких животных, как лисы, корсаки, волки. Иногда распространителями вируса бешенства становятся также барсуки, рыси, бобры, лоси, хорьки и серые крысы.

Динамика распространения бешенства на территории Омской области за последние 15 лет показывает: улучшение обстановки в 1989-1996 годах сменилось к концу 90-х активным подъемом эпизоотии «дикого» бешенства. Случаи заражения животных смертельно опасным вирусом (а для людей он смертелен без исключения) зафиксированы уже в Таврическом и Азовском районах. А они расположены в каком-то часе езды от Омска.

Отчего произошел новый виток в распространении «дикого» бешенства? Специалисты омского управления ветеринарной службы полагают, что этому в немалой степени способствовали сами люди. Зеленые зоны вокруг крупных населенных пунктов, в окрестностях городов нередко становятся оптимальными участками для воспроизводства потомства лис и корсаков — ведь здесь их не беспокоят охотники. А нецивилизованные свалки, «украшающие» среду обитания российского гомосапиенс, нередко используются переносчиками бешенства как подкормочные площадки. Уже перестало быть редкостью появление бешеных лисиц и корсаков в населенных пунктах, на фермах и во дворах сельских жителей, а также их нападение на собак, скот и даже людей.

Некоторое время назад в Омске скончался от укуса собаки, зараженной бешенством, ребенок. Правда, покусала его собака дома, в Казахстане, а в Омск родители привезли его, чтобы спасти. Увы, было уже поздно. Людской вариант «дикого» бешенства тем и страшен, что, как мы сказали, практически всегда имеет летальный исход. Шанс выжить мизерный — только в том случае, если в первые три часа после укуса бешеной собаки оказать пострадавшему специфическую помощь. И то не всегда гарантирован успех.

Кстати, для бешеных лисиц, корсаков и волков границ и таможенных постов не существует. Они пребывают в постоянной миграции, не задерживаясь надолго ни в Казахстане, ни в России. А потому надо быть в полной боевой готовности к встрече с зараженными животными.

Что для этого необходимо сделать? Советы весьма просты, но только вот не всегда им следуют. Согласно действующим ветеринарно-санитарным правилам во всех населенных пунктах РФ собаки независимо от их принадлежности, а в необходимых случаях и кошки, подлежат профилактической иммунизации против бешенства. Увы, 100-процентная иммунизация этих животных (через их-то укусы люди и заражаются) — все еще недостижимый идеал. Так же как и соблюдение владельцами «братьев наших меньших» других правил содержания и выгуливания домашних животных.

Увы, исходя из меркантильных интересов, люди порой безжалостно выставляют привязавшихся к ним собачек и кошечек за порог.

В заключение несколько фактов, которые, полагаю, заставят нас посерьезнее относиться к проблеме кусачих собак, причем кусачих из-за жизни собачьей. Ежегодно свыше 10 млн. человек получают различные повреждения от бродячих животных, а более четырех миллионов человек — специфическую антирабическую (против бешенства) помощь. Каждый год около 30 тысяч землян погибает после укусов животных, больных бешенством…