Кризис подтолкнул участников рынка бытовой техники и электроники к закрытию низкорентабельных и маленьких по площади магазинов, а также к переформатированию остальных. Гипермаркетам федеральных игроков вряд ли это грозит, но «затянуть пояса» в борьбе за покупателя все равно приходится.
ПЕРЕМЕНЫ
В конце прошлого года в Омске прекратили работу магазины казанской сети DOMO. В руководстве компании это связывали с программой переформатирования сети, предполагающей закрытие небольших магазинов и открытие гипермаркетов. Директор Сибирского дивизиона ГК DOMO Виталий ПАНКРУШИН заявлял в прессе, что компания изучает возможности размещения в Омске магазина по новым стандартам (гипермаркеты в интерактивном формате — где любой товар можно опробовать в действии). Однако участники омского рынка БТЭ сомневаются, что в ближайшее время DOMO вернется в Омск. Один из магазинов компании DOMO — по адресу: пр. Маркса, 41/1 -заняла новосибирская компания «Сибвез». В начале прошлого года «Сибвез» закрыл свой магазин по адресу: Красный путь, 83 (между прочим это здание площадью 850 кв.м на пересечении улиц Кемеровской и Красный путь до сих пор не нашло постоянного арендатора). В текущем году «Сибвез» тоже заговорил в прессе о переформатировании и закрыл два своих магазина — на пр. Мира, 51 и на пр. Маркса, 36, чтобы открыться на месте гипермаркета DOMO. Новый «Сибвез» оказался даже на 100 кв.м больше, чем совокупная площадь двух закрывшихся магазинов.
В марте закрылись на реконструкцию магазины «Электронный рай». Цель реконструкции, по словам собственника сети Владимира ГЕРЧИКА, помимо расширения площади, заключалась в необходимости организовать в магазинах открытую выкладку, расширить ассортимент сопутствующих товаров и снизить количество дорогостоящих товарных позиций, не пользующихся спросом в кризисные времена. 8 мая возобновил работу «Электронный рай» на Красном пути, 141/1, а 28 мая заработал и магазин на проспекте Мира. О том, когда откроется «Электронный рай» на улице Фрунзе, ничего неизвестно. В августе прошлого года господин ГЕРЧИК планировал открыть шесть магазинов цифровой техники «Сталкер». Называлась даже сумма инвестиций в проект — 2 млн евро. На сегодняшний день единственный из существующих «Сталкеров» не работает, остановлен и интернет-сайт, посвященный этому проекту. Кроме того, 15 мая текущего года сгорел магазин «Электронный рай» на улице Енисейской. Пожар, начавшийся в складских помещениях, быстро распространился из-за порывистого ветра. Сумму ущерба Владимир ГЕРЧИК называть отказывается. Но известно, что товар в магазине серьезно пострадал — если не от огня, то от воды при тушении.
Реконструируют магазины также и в региональной компании «Технософия». За последнее время «Технософия» расширила площадь магазина на Маркса, 66 и сейчас ведет реконструкцию магазина в поселке Чкаловском. Современные торговые технологии, несмотря на небольшие площади магазинов, «Технософия» внедряет. Так, магазин на Кирова работает в формате открытого доступа, а в Калачинске это Cach&Carry.
ФЕДЕРАЛЫ
Федеральные игроки рынка БТЭ -«М.Видео», «Техносила», «Эльдорадо», «Эксперт» — чувствуют себя в Омске пока вполне уверенно. По крайней мере о закрытии магазинов названных операторов речь не ведется. Со снижением спроса федералы борются с помощью крупных скидок, агрессивной рекламной политики и расширения предложения по недорогим товарным позициям. О своей работе в этом плане «КВ» рассказал директор филиала сети «Техносила» в Омске Алексей КОСАРЕВ: «Мы оптимизировали ассортимент — расширили средний ценовой сегмент и существенно сократили так называемое элитное предложение. Постоянно снижаем цены в разных товарных группах, объявляем о скидках. Адресную рекламу разносим по почтовым ящикам. Кризис — что здесь еще предпримешь».
Лидером на омском рынке БТЭ, как и во многих других регионах, по-прежнему остается «Эльдорадо». Все четыре магазина компании работают в обычном режиме, и недостатка ассортимента у них не наблюдается. Немалую долю рынка оттянула на себя компания «М.Видео», открыв год назад в Омске второй гипермаркет в «Континенте». Первоначально у «М.Видео» были планы открытия гипермаркета в омской «Меге». Однако договор аренды в апреле прошлого года «Мега» заключила с «Техносилой». В пресс-службе «М.Видео» отказ от участия в проекте объяснили следующим образом: «Во-первых, под магазин БТЭ там выделялась площадь более 6000 кв.м. Для омского рынка электроники это слишком много. У нас есть пятитысячник в московской «Меге», но Москва и Омск по объему рынка несоизмеримы. Во-вторых, «Мега» в Омске находится рядом с «Континентам», в котором тот магазин уже успешно работает, и. соответственно, этот район города нами охвачен». Хотя на официальном саше сети ТЦ «Мега» в качестве «якорей» по продаже БТЭ указаны «М.Видео» и «Техносила», последняя пока располагается в одной-единственной «Меге Теплый Стан», которая была построена первой. Во всех региональных комплексах (Казань, Екатеринбург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Адыгея-Кубань Новосибирск, Самара) располагается именно «М.Видео». «В 2010 году будет открывать только в том случае, если на рынке появится хорошее предложение Сейчас таких предложений в Омске нет. В торговом комплексе, который компания « М. Видео» будет рассматривать в качестве площадки, все должно быть на высшем уровне — и концепт самого торгового комплекса, и транспортная доступность, и набор арендаторов, и. соответственно, проходимость» . рассказала «КВ» пресс-секретарь компании «М.Видео» Надежда КИСЕЛЕВА
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС
Первый и единственный виртуальный магазин в Омске работает под местным брендом «Технософия». Учредители вложили в проект 2 млн рублей. Товар там на 10% дешевле, чем в магазинах сети. Очевидно, такую скидку компания может позволить в связи с низкими затратами на содержание интерне: магазина — ведь траты приходятся в основном только на открытие и сопутствующую ему рекламу. Менеджер по информационному маркетингу магазинов «Технософия» Марина ГАЛУЗА об успехах нового проекта рассказа.:-«КВ» следующее: «Услуга пользуется популярностью у омичей, продажи растут с каждым месяцем, даже несмотря па новую экономическую ситуацию в стране и мире. Оплата и неполучение заказанного товара или получение некачественного товара и отсутствие гарантий — главные угрозы интернет-торговли — в нашем случае исключены полностью, так как «Технософия» — реальная компания, которая прочно завоевала доверие омичей. В мае план и штат интернет-магазина увеличен вдвое. Интернет-торговля будет набирать все большие обороты». О проектах омского интернет-магазина в разное время задумывались многие операторы рынка БТЭ — «ТехноДиво». «Электронный рай», «Техносила». Владимир ГЕРЧИК даже утверждал, что . него уже готова программа по обслуживанию интернет-магазина. Однако до сих пор ни одна компания, кроме «Технософии», вложиться в интернет-проект не решилась.