ТЕАТР — ЭТО НЕ УСЛУГА, А МИССИЯ!

2 июня исполнилось 60 лет директору Омского ТЮЗа Валентине Соколовой

В преддверии своего юбилея Валентина Николаевна рассказала «Вечерке» о своих личных и театральных планах, поделилась своими рецептами, как сохранить творческую активность в любом возрасте.

Своего возраста совершенно не ощущаю. Когда меня спрашивают, сколько мне лет, вспоминаю, когда родилась, и высчитываю. Конфуций утверждал, что свои день рождения нужно отмечать только один раз — в 60 лет, когда прожита половина жизни. Считается, что к этому возрасту у человека появляются мудрость, терпение, понимание, умение прощать. Не могу сказать, стала ли я более мудрой, но решения принимаю уже не так спонтанно, научилась ко всему подходить более взвешенно.

Вот уже почти 23 года я возглавляю Омский ТЮЗ и благодарна судьбе, что когда-то попала в этот театр. Наш театр — особого назначения, в нем под одной крышей сосуществуют пять разных театров: для самых маленьких, для младших школьников, для подростков, для молодежи и для людей зрелого возраста. Чтобы быть интересным зрителям от пяти до 70 лет, нужно не только разнообразить репертуар, но и быть своим для каждого возраста.

Когда-то я пришла в театр из совершенно другой сферы, но прикипела к нему сердцем, стала своей и очень счастлива, что работаю именно в детском театре. У нас все всегда впервые: новый репертуар, новые художественные решения и новый зритель, причем очень придирчивый, которого не обманешь внешней мишурой. Если нет высокого художественного уровня, театр постепенно начинает терять своих зрителей. Нам это, к счастью, не грозит.

ТЮЗы как специальные театры были созданы Советской властью в 20-е годы, таких театров нет больше нигде в мире. Изначально ТЮЗы были рассчитаны на иллюстрацию школьной программы, но постепенно «функции» расширились. Все рождаются добрыми, хорошими людьми, но постепенно у каждого наступает момент, когда нужно сделать выбор и преступить черту. Научить человека сделать правильный выбор и призван наш театр.

Еще одна задача театра — чтобы золотой запас души сохранялся во всех наших зрителях. Мне повезло — я всегда учусь чему-то новому у тех, с кем работаю и общаюсь. Если человек перестает узнавать новое, то кончается как творческая личность.

В разные времена отношение власти к театру было разным. В дореволюционной России главным театральным меценатом был царь. В XIX веке директор императорских театров получал такую же зарплату, как министр финансов, — это свидетельствовало о его значимости. Из советских вождей внимательнее всех к театрам относился Сталин, который проводил через них свою политику. Сегодня, когда есть масса развлечений, ТЮЗ уверенно занимает свою нишу, продолжает говорить о вечном и добром.

Немного обидно, что в наше время культура попала под понятие услуги, на наших билетах так и написано: «Цена услуги». Театр -это не услуга, а миссия. Мы получаем государственную дотацию, но это не подачка, а забота государства о духовном состоянии общества. Есть два пути финансовой поддержки культуры: в первом государство выступает как патронат, во втором — как инженер. У нас до сих пор нет закона о льготном налогообложении при благотворительности, поэтому государство патронирует культуру.

В советские времена над ТЮЗом шефствовали шинный завод и ПХБО «Восток» и не жалели денег, чтобы помочь театру. А сейчас коммерсанты помогают театру в основном разово, во многом благодаря личным связям. Нам еще предстоит воспитать спонсоров и меценатов, а пока развивать театр помогают гранты. К примеру, на грант губернатора мы поставили «Сказки почтальонов и разбойников» Карела Чапека, омские зрители приняли этот спектакль на «ура».

Начиная с советских времен, я, помимо основной, всегда занималась общественной работой. Сейчас я председатель Сибирского народного собора, секретарь Союза театральных деятелей России и «многочлен» всяких комиссий и общественных организаций. Очень много мне дало участие в Общественной палате России первого созыва. Первыми всегда быть сложно и ответственно, нам приходилось двигаться на ощупь, чтобы выйти на верный путь. Предполагалось, что Общественная палата станет глазами и ушами общества для власти, но поначалу мы брались за персональные дела отдельных людей вместо того, чтобы решать общие задачи. Я входила в комиссию по культуре, и главное, чего нам удалось добиться, — принятия Закона об автономных бюджетных учреждениях, которым оказывается господдержка, но при этом есть хозяйственная свобода. Ежегодно в Омском ТЮЗе ставятся новые спектакли, мы стараемся не только идти в ногу со временем, но и чуточку опережать его. Так, 8 июня наших зрителей ожидает премьера гоголевской «Женитьбы», которую поставила питерский режиссер Лариса Артемова. Мы не успели с этой постановкой к 200-летию Гоголя, но ведь юбилей не ограничивается одним днем. А до конца года запланированы еще две премьеры, которые станут приятным сюрпризом для наших зрителей.

Ну а мои личные планы — не стареть ни душой, ни телом, воспитать внука, которому еще полтора годика, и главное — добиться реконструкции здания театра, которое построено в 1967 году. ТЮЗ требует не только эстетической реконструкции, но и технической модернизации, чтобы внешне соответствовать сегодняшнему его духу. Проведено инструментальное обследование театра, подготовлено обоснование для реконструкции, надеюсь, средства на нее найдутся, несмотря на кризис.