ПРОЕКТ ОМСК-ФЕДОРОВКА ПОЛУЧИЛ «ДОБРО» ПРЕЗИДЕНТА

В перспективе аэропорт сможет стать основой мулътимодалъного транспортного узла

На прошлой неделе был опубликован Указ Президента Российской Федерации Дмитрия МЕДВЕДЕВА о передаче в собственность Омской области акций Омского аэропорта, находящихся в федеральной собственности.

Президент постановил осуществить «передачу в собственность Омской области находящихся в федеральной собственности 85,265 % акций открытого акционерного общества «Омский аэропорт» для привлечения правительством Омской области на условиях государственно-частного партнерства инвестиций в размере не менее 7476,75 млн рублей для завершения к 2012 году строительства аэропорта Омск-Федоровка в расчете на увеличение пассажиропотока до 700 тыс. пассажиров».

Таким образом, многолетние усилия правительства Омской области увенчались успехом и открывается прямая дорога к выбору инвестора и строительству аэропорта Омск-Федоровка. Перенос аэропорта за городскую черту стал необходимым еще три десятилетия назад. Ввод в действие аэропорта Омск-Федоровка позволит снять угрозу безопасности и экологической обстановке в Омске, принимать широкофюзеляжные пассажирские и грузовые самолеты, а значит, увеличить пассажиропоток и улучшить логистику грузоперевозок, что привлечет в Омск новых инвесторов. В перспективе аэропорт Омск-Федоровка (расположенный рядом с железнодорожными развязками и рекой Иртыш) сможет стать основой мультимодального транспортного узла, соединяющего транспортные потоки из Европы, Центральной Азии, Дальнего Востока и севера Сибири.

Аэропорт Омск-Центральный станет четвертым аэропортом в стране, который будет передан из федеральной в региональную собственность. До этого были аэропорты Внуково (Москва), Пулково (Санкт-Петербург), Емельянове (Красноярск).

Каким же образом будет проходить процедура смены собственника? В указе президента РФ предписывается правительству в шестимесячный срок обеспечить передачу пакета акций ОАО «Омский аэропорт». Готовится соответствующее распоряжение правительства, после подписания которого передачей акций ОАО «Омский аэропорт» и имущественного комплекса недостроенного аэропорта Омск-Федоровка (находящегося в федеральной собственности) займется Росимущество. По словам министра имущественных отношений Омской области Александра СТЕРЛЯГОВА, омская сторона постарается ускорить процесс и провести его в два раза быстрее. После регистрации смены собственника в реестре ценных бумаг и подписания передаточного акта на имущество Омская область вступит в права собственника. Как сказал Александр СТЕРЛЯГОВ, после смены собственника планируется провести аудит и полную инвентаризацию имущества. Если при этом будут выявлены сделки, ущемляющие интересы ОАО «Омский аэропорт», то новый собственник будет добиваться их отмены — добровольно или в суде.

Следует особо отметить, что аэродромный комплекс старого аэропорта Омск — Центральный (взлетно-посадочная полоса, рулежные дорожки, объекты радионавигации, а также земельный участок) в состав ОАО «Омский аэропорт» не входит. Аэродром как находился в собственности Российской Федерации, так будет и при новом собственнике. Лишь когда будет построен и принят в эксплуатацию аэродромный комплекс Омск-Федоровка, тогда аэродром Омск — Центральный будет исключен из федеральной собственности, а аэродром Омск-Федоровка будет передан федералам. Это дает гарантию того, что до строительства нового аэропорта не прекратит свое существование старый аэропорт и Омск не останется без воздушных ворот.

По словам министра промышленной политики, транспорта и связи Омской области Александра ГОРБУНОВА, финансовое участие Омской области в строительстве аэропорта Омск-Федоровка будет минимальное, упор будет делаться на привлечение частных инвесторов. Велись переговоры с несколькими потенциальными инвесторами, среди которых были Европейский банк реконструкции и развития, компания «HOCHTIEF AirPort». Теперь Омская область может вести переговоры более предметно, на правах собственника. По мнению Александра ГОРБУНОВА, финансовый кризис не только не помешает осуществлению проекта, но может и помочь. Ведь в период кризиса на мировом рынке снижаются цены на производство работ, на оборудование. Компании, которые не оказались в плохом финансовом состоянии, используют кризис для того, чтобы недорого заполучить активы.

В указе президента сумма инвестиций, необходимая для завершения строительства аэропорта Омск-Федоровка, оценивается как «не менее 7476,75 млн рублей». По словам руководителя Дирекции по строительству аэропорта Омск-Федоровка Михаила БЕРМАНА, эта сумма основывается на технико-экономическом обосновании, сделанном НПО «Аэропрогресс» и подтвержденном экспертизой отраслевого института «Аэропроект». Окончательная стоимость строительства будет определена после окончания проектных работ. В настоящее время за счет средств областного бюджета на территории аэропорта Омск-Федоровка проводятся инженерные изыскания, которые будут завершены в течение лета. В ходе работ будут осуществлены геологические исследования грунта, проведена топографическая съемка земельного участка аэропорта, определено техническое состояние объектов и даны рекомендации по возможности их дальнейшего использования. Комментируя цифры 35 42 млрд рублей на достройку аэропорта, которые приводили оппоненты строительства, Михаил БЕРМАН назвал их «ни на чем не основанными». Комментируя мнение тех же оппонентов о том, что новый аэропорт будет убыточным, Михаил БЕРМАН сказал, что нет оснований говорить об убыточности операционной деятельности будущего аэропорта. Что касается возврата вложенных средств, то в рамках согласованной с Федерацией схемы после завершения строительства предусмотрена передача инвестору земельного участка действующего аэропорта в целях его последующей застройки. Предполагается, что это и будет являться источником возврата инвестиций и получения прибыли. Но стоит особо отметить, что передача земли под застройку возможна только после завершения строительства и ввода в эксплуатацию аэропорта Омск-Федоровка. Это является непреложным условием, отметил господин БЕРМАН.