А происходит с ним нечто несуразное: нынешнее руководство АО «Омский аэропорт» и, прежде всего, его гендиректор Сергей Круглов всячески противится новостройке. В чем-то Сергея Федоровича понять можно: кому охота ездить на работу за 40 километров за город, а главное, зачем возиться с большим делом, если есть возможность иметь очень неплохие доходы от существующего. Но здесь личные интересы господина Круглова резко расходятся с интересами тысяч горожан, в той или иной степени страдающих от расположенных под их боком — «воздушных ворот» Омска.
Не будем даже затрагивать вопросы безопасности (хотя рухнувший несколько лет назад на головы тех же иркутян «Руслан» не дает права не задумываться о грустном), порассуждаем о том, с чем каждодневно сталкиваются жители домов, стоящих на трассе авиалайнеров. Шум отечественных самолетов настолько велик, что европейские стандарты запрещают большинству из них пролеты над территорией западных стран. Каково же приходится тем, кто живет в районе «Голубого огонька»? А проблема сброса топлива, о которой вообще мало кто говорит? Любой лайнер при посадке освобождается от излишков горючего, выбрасывая его из топливных баков. Между тем оно содержит крайне ядовитые вещества, которые распыляются в атмосфере и в результате, пусть в микроскопическом размере, попадают в легкие омичей. Нужно прямо признать, что в наших условиях сохранение аэропорта в черте города — это экологическое преступление против его жителей.
Но оставим в стороне эмоции и рассмотрим чисто практический аспект вопроса. Еще десять лет назад никто иной, как Сергей Круглов, был ярым сторонником строительства Федоровки. Тогда, помнится, он привлек для технико-экономического обоснования ни больше ни меньше, как знаменитую американскую фирму «Ральф Парсонс». Выводы американцев, оплаченные, кстати, из областного бюджета, оказались для нас неутешительными: все, что сделал в 80-е годы в Федоровке стройтрест № 1, необходимо развалить и начать стройку заново.
Прислушаться к мнению «Ральф Парсонс», конечно, можно, но и горячиться не стоит: стандарты компании, которая возвела крупнейшие аэропорты мира, слишком высоки и рассчитаны на сверхинтенсивные потоки пассажиров и грузов. Омску, как и любому другому российскому городу, кроме разве что Москвы, до них далеко. И если отбросить эти требования, то выходит, что Федоровка вполне могла бы стать нормальным международным аэропортом среднего класса. Но не стала. Более того, через 20 лет после начала строительства аэропорт оказался практически на нулевой его стадии.
Все, созданное за эти годы в Федоровке, пришло в полное запустение. Сегодня никто не может сказать, что из построенного можно использовать, а что необходимо кардинально переделывать. Беда не только и даже не столько в том, что проект изначально был далек от идеала, а в том, что очень значительная часть сделанного была просто-напросто разворована. С территории Федоровки тащили все, что только можно было: оборудование, стройматериалы, цветметаллы. И все это при полном попустительстве со сторону Сергея Круглова.
Уже в середине 90-х бывший летчик, превратившийся в преуспевающего бизнесмена, понял, что новый аэропорт ему лично совершенно не нужен. В ситуации разделения авиаперевозчиков и структуры, их обслуживающей, предприятие Круглова заботит одно: выгодная продажа своих услуг, в первую очередь — топливозаправка. АО «Омский аэропорт» мало волнуют проблемы компании «Омскавиа», для него главное — транзитные авиарейсы, с обслуживания которых аэропорт и получает основной доход.
Именно об этом Сергей Круглов, не стесняясь, и говорит сегодня на страницах печати. Он с удовольствием рассказывает омичам, как замечательно изменится работа аэропорта после удлинения взлетно-посадочной полосы. На это благое дело Сергей Федорович намерен взять 110-миллионный кредит, который, по его словам, окупится, максимум, через пять лет за счет возможности принимать отечественные и зарубежные широкофюзеляжные самолеты.
Но при этом г-н Круглов умалчивает о некоторых весьма важных деталях. Во-первых, реальная длина полосы увеличится не на 400 метров, как он утверждает, а на 200 — именно такое расстояние при посадке самолета с любой стороны полосы «пропадает» из-за расположенных возле нее приводных радионавигационных станций, а переместить их не позволяют границы аэропорта. Во-вторых, совершенно непонятно, почему эти средства нельзя было ранее направить на поддержку полосы в Федоровке. Было бы любопытно узнать, куда девались деньги за амортизацию полосы нынешнего аэропорта, исправно закладываемые Кругловым в тарифы на обслуживание и столь же исправно выплачиваемые ему авиапредприятиями.
Никто не говорит, что Федоровку нужно вводить сразу в полном комплексе — это сегодня нам действительно не под силу. Но использовать ее взлетно-посадочную полосу и на вырученные от этого средства продолжать строительство аэровокзала, терминалов и т. д. еще не так давно было вполне возможно. ВПП была едва ли не единственным компонентом нового аэропорта, который отвечал всем требованиям и находился в пригодном для эксплуатации состоянии. И то, что этот важнейший, первостепенный для любого аэропорта элемент оказался практически выведенным из строя, нельзя назвать иначе, как преступная халатность.
Круглое не мог не знать, что проложенные вдоль полосы электрокабели превращаются в никому (кроме сборщиков цветметаллов) не нужные мотки проволоки, если в них в течение года не подавать энергию, что ее навигационные приборы нуждаются в надсмотре и техническом обслуживании. Но дела до этого гендиректору Омского аэропорта, видимо, не было никакого. Зачем, действительно, заботиться о чем-то, если под рукой и буквально под боком весьма прибыльное, не требующее особых хлопот предприятие.
Между тем он не может не знать и о том, что нынешний Омский аэропорт не имеет абсолютно никакой перспективы развития. Его расширение невозможно из-за ограниченной территории, здесь нельзя построить современных грузовых терминалов, без которых зарубежные авиакомпании никогда не включат Омск в список своих транзитных грузоперевозок. Пассажиропоток тех же зарубежных авиарейсов тоже ограничен: существующий «международный» терминал способен пропустить людей только в одну сторону — либо к нам, либо от нас. Зачем вкладывать в тупиковое дело почти 4 миллиона долларов, знает, видимо, один Сергей Круглов.
Конечно, строительство Федоровки — вещь очень дорогая. По умозрительным оценкам — около 150 миллионов долларов, точно может сказать только экспертиза, которую в ближайшее время намерена провести областная Администрация. Но вести его необходимо, иначе наш регион окажется на задворках Сибири. Не исключено, например, что омичам для того, чтобы слетать в Москву, придется сначала добраться до новосибирского аэропорта «Толмачеве». Нельзя утверждать, что этого жаждет Сергей Круглов, но экспансии соседних авиаторов он явно способствует.
Губернатор области Леонид Полежаев напротив, считает, что мы не имеем права уходить с рынка авиауслуг, терять прибыльную авиакомпанию, лишаться современных «воздушных ворот» Омска. По этому поводу он уже провел конструктивные переговоры с министром транспорта, в ближайшее время состоится экспертная оценка состояния сооружений в Федоровке, на основе которой будут подготовлены инвестиционные предложения по завершению строительства нового аэропорта и объявлен тендер на него.
Не исключено, что возродить Федоровку окажется невозможно. В этом случае у нас существует запасной вариант — аэродром Северный. Он тоже требует больших капиталовложений — порядка 50-100 миллионов долларов. Но другого выхода у нас нет. Если господин Круглов этого не может или не хочет понять, ему не стоит оставаться «хозяином полосы». Это противоречит интересам миллионного города, всех его жителей.