Давно хотел написать краткое эссе на тему раскрутка сайта. Причем, не методического уровня, а в свободном стиле, основанного на собственном опыте. Все-таки в моем багаже — уже более десятка вполне приличных проекта с большой историей, позволяющей делать достаточно уверенные выводы об эффективности тех или иных методов.
Сразу скажу, что никаких особых хитростей я не открою. Скорее добавлю свои семь копеек в пользу старого тезиса о том, что самые эффективные стратегии в продвижении любых проектов должны основываться на как можно более точной настройке на интересы реальных людей, с учетом специфики и разнообразия этих интересов, их динамики и т.п. факторов.
Итак, какие направления и отдельные техники, способствующие повышению эффективности продвижения сайта, я могу выделить как приоритетные:
Концепция. Главный фактор успеха — это удачно выбранная концепция ресурса, закрепленная его точным позиционированием. Сюда же можно отнести и правильную упаковку проекта, включая выбор названия, доменного имени, элементов стиля и т.п. Это все азбучные истины маркетинга, я об этом могу говорить долго, но не здесь 🙂 Отмечу лишь важный момент — необходимость постоянного отслеживания ситуации и выполнение необходимых корректирующих действий, другими словами, поддержание адаптивности проекта к меняющемуся состоянию рынка.
Коммьюнити. Быстрое формирование и поддержание в рабочем состоянии коммьюнити проекта, особенно его активного ядра — это, пожалуй, даже более важный фактор. Потому что живое и развивающееся коммьюнити способно изменить исходную концепцию проекта, но никакая концепция сама по себе не реализуется без активного и хорошо организованного коммьюнити.
Контент. Достаточно мощный и регулярно пополняющийся контент — это тоже один из важнейших факторов продвижения, поскольку даже в общении все-таки первичным является т.н. повод, а лучший повод — это именно актуальный и разнообразный контент. Понятно, что идеальный вариант — это сочетание принципа User-generated content (UGC) с надежно работающей редакционной и модераторской поддержкой. Эта схема великолепно работала в начале создания и раскрутки проекта «Открытый Омск», но к сожалению, в силу ряда субъективных причин, не удалось успех закрепить. Но у меня есть и другой пример — «Омская Газета» — в нем основой стал как раз противоположный подход — четко налаженная технология централизованного пополнения контента. За десять лет непрерывной поддержки этот ресурс накопил уже почти миллион страниц, проиндексированных Яндексом!
Ссылки. За почти пятнадцать лет интернет-продюсирования я не купил ни одной внешней ссылки для продвижения своих проектов. И дело вовсе не в опасении санкций со стороны поисковиков — я считал и считаю, что нет ничего лучше и эффективнее именно «естественных ссылок», возникающих в результате реального интереса к нашим сайтам и отдельным публикующимся на них материалам. При этом я понимаю важность системной и профессиональной работы по стимулированию наращивания массы внешних ссылок, но для этого нужны очень квалифицированные сотрудники, которые бы хорошо чувствовали специфику проекта, жили им. К сожалению, на фрилансе такое организовать затруднительно, а найти сотрудника в «штат» — еще сложнее.