Выводы о том, что же случилось при промежуточной посадке в Иркутске рейса 352, следующего от Екатеринбурга до Владивостока, видимо, достаточно скоро сделает соответствующая госкомиссия.
Профессионалы и дилетанты, которым хоть раз в жизни, да приходилось быть пассажиром самолета, обсуждают все известные детали трагедии, унесшей 145 человеческих жизней: высказывают версии, тоже пытаясь понять причину. Определенный элемент мистики — «ничто не предвещало беды» — сквозит даже в интервью таких официальных лиц, как Илья Клебанов и Сергей Шойгу. Самолет был исправным, экипаж — грамотным, метеоусловия — нормальными. Какая же сила развернула самолет на 180° и бросила его плашмя с высоты более 800 метров? Для иркутян, в том числе и непричастных к трагедии, подобные вопросы звучат (как выразилась одна из иркутских коллег-журналистов) с особой болью, к которой в городе, к сожалению, уже привыкли. Это уже четвертая авиакатастрофа, произошедшая в Иркутске, начиная с 1994 года. Вот что сказала по телефону заместитель редактора иркутской телекомпании «Аист» Людмила Ермакова:
— Те журналисты и операторы, что работают не первый год, действительно с какой-то жутковатой привычностью фиксируют детали очередной авиатрагедии. Обгорелые, изуродованные тела, вещи, деньги, обломки самолета… Так уже было… Вначале шок, боль, а потом — работа. Мы — город, который уже четвертый раз принимает и размещает семьи погибших после авиакатастрофы. Никто не успевает забыть, что надо сделать. Прием в аэропорту, расселение в гостиницах, выезд на место.
Иркутян на этом рейсе было немного. Немного людей и встречало 352-й «борт» в аэропорту. Неожиданно объявили задержку, потом снова задержку. Затем исключили всякую информацию.
Через 3 часа после падения (у нас было раннее утро) о беде объявили официально. В среду же утром подошли списки из Екатеринбурга — факсовый вариант, без паспортных данных. Такие списки не обнародовали, чтобы не создавать паники. К обеду Екатеринбург прислал четкий перечень. Примерно к двум часам дня в городе с места трагедии — от деревни Бурдаковка — направилось два рефрижератора с первыми фрагментами тел. К вечеру уже были вывезены все тела…
Что такое Бурдаковка? Небольшой населенный пункт. Чуть более 30 километров от города. Это по Байкальскому тракту. Для самолета, который петит по прямой, -чуть более 20 километров. Рассказы жителей Бурдаковки омичи, наверное, слышали вчера-позавчера по центральным СМИ. Некоторые из бурдаковцев, и правда, видели: летел самолет, как-то странно гудел, потом резко упал и взорвался. Первые звонки в МЧС были от бурдаковцев…
Что в Иркутске говорят о версиях? То же, что и в центральных СМИ. Пока ничего официального. Может быть, только четче в беседах между людьми рассматривается версия теракта. Например, наземной ракеты. Некоторые полагают, что данная версия может объяснить поворот самолета на 180 градусов. Но это лишь отдельные мнения, озвученные иркутской прессой. Мы тоже ждем официальной информации о причинах…
После разговора с Людмилой Ермаковой мы созвонились еще с несколькими иркутскими знакомыми и коллегами. Ощущение от диалогов жуткое…
— …У нас почти всерьез уже говорят о каком-то аномальном «иркутском треугольнике». На обывательском уровне, конечно. Или еще «шутка» по городу ходит: если среди ночи вам позвонили -значит, опять разбился самолет…
— …Близким пострадавших сейчас не до бесед с журналистами. Но то здесь, то там слышишь разные подробности. Вот только что рассказали. Девочка из Читы закончила первый курс в екатеринбургском вузе. Поддержать ее в сессию прилетела мать. Обратно хотели вернуться в Читу. В Иркутск и не планировали. Но за несколько дней до вылета отец сообщил, что будет встречать их не в Чите, а в Иркутске, где ему пришлось задержаться. И они к нему полетели на этом самолете…
— …Многих поразило громадное количество денег под обломками. Во Владивосток обычно небедные люди летают. Мне кажется, причину (если все-таки теракт) нужно искать не в Иркутске, а в начальной или конечной точке рейса. В тот же Владивосток, к примеру, народ едет за машинами. Иногда люди очень своеобразные. Мягко говоря… Вообще, если говорить о возможной террористической версии… Я не знаю. Многие здесь уверены: «поведение» самолета при аварии наталкивает на мысль, что в него попали с земли. Вспоминают о какой-нибудь «чеченской мести» и т.д. Ну а те, кто был на борту, скорей всего, погибли еще в воздухе. Падение «камнем вниз», перегрузки — это наверняка разрыв тканей. Люди вряд ли что-то успели почувствовать…
— …Раньше и взлет, и посадка у нас были над городом. После «Руслана» стали летать над Бурдаковкой. Месяц назад с трудом было получено разрешение взлетать «через город» — аэропорт-то в городской черте, к нему троллейбусы ходят. Каждый раз, когда что-то такое происходит, встает вопрос о строительстве нового аэропорта, подальше от Иркутска. Ну а потом — все затихает. У вас ведь в Омске тоже аэропорт практически в городе. Так что это уже не только «иркутская история»…