После ценовой войны в Омске упали тарифы на сотовую связь

После ценовой войны в Омске упали тарифы на сотовую связь

И теперь сотовым операторам для поддержания рентабельности приходится развивать дополнительные услуги

В целом ситуация на рынке сотовой связи в 2009 году была достаточно интересной. Несмотря на проблемы, которые принес финансовый кризис, рынок продолжал расширяться. С октября 2008-го по октябрь 2009 года проникновение сотовой связи в области, по данным международного агентства ACandM Consulting, увеличилось со 109% до 128%. Операторы «большой тройки» инвестировали свои деньги в развитие сетей третьего поколения (3G), и этот сегмент сейчас является одним из драйверов российского телекоммуникационного рынка. Продолжала меняться и конфигурация сотового рынка. Прежним остался разве что лидер — компания «Теле2 Омск».

Кто шагает дружно в ряд…

В целом, как уверяют аналитики, рынок мобильной связи в России постепенно восстанавливается после кризиса. Пик падения пришелся на первый квартал 2009 года, а во втором и третьем квартале доходы всех операторов «большой тройки» постепенно пошли в рост. Быстрее всего ростовая динамика восстанавливалась у МТС. В третьем квартале общероссийская выручка оператора увеличилась на 20,1% по сравнению с первый кварталом. «Вымпелком» увеличил выручку за тот же период на 12,7%, а «Мегафон» — на 12,4%.

Доходы в омском регионе операторы не раскрывают, поэтому для анализа ситуации на местном рынке приходится пользоваться данными независимых аналитиков. По словам аналитика ACandM Consulting Антона ПОГРЕБИНСКОГО, уровень проникновения сотовой связи на 1 октября 2009 года возрос в Омской области до 128% (в октябре 2008 года — 109%), а доли операторов на омском рынке к осени 2009 года, по словам Антона ПОГРЕБИНСКОГО, не слишком изменились и выглядели так: «Теле2 Омск» — 44%, у МТС — 30%, у «Билайна» — 19%, у «МегаФона» — 6%, оператор Скайлинк — менее 1%. С октября 2008 года, по данным ACandM Consulting, рыночная доля увеличилась только у «МегаФона» — на 2%. «Билайн» остался на своих позициях, а доли у лидеров снизились. МТС потеряли за год 2%, а «Теле2 Омск» — 1%.

Несколько иными данными оперируют в J»son and Partners (JnP). По данным аналитиков этой компании, омский рынок между сотовыми операторами распределялся в октябре 2009 года так: у «Теле2 Омск» было 53%, у МТС — 23%, у «Билайна» — 18%, а у «МегаФона» — 6%, а проникновение сотовой связи по Омской области было ниже, чем по стране в целом и составляло в октябре 2009 года 136% (в ноябре 2008 года — 124%). Т.е. на каждую сотню жителей Омской области приходилось по 124 активированных SIM-карты. Если сравнить с данными JnP за ноябрь 2008 года, то получается, что кризис стал буквально подарком для компании «Теле2 Омск», которая увеличила долю за год с 45% до 53%. «Билайн» и «МегаФон», по данным аналитиков, ничего не приобрели, но и не потеряли, зато рыночная доля МТС снизилась весьма ощутимо — с 31% до 23% (видимо, за счет корпоративной абонентской базы лидера в этом сегменте омского рынка).

С ускорением в 3G

Событием №1 для омского рынка мобильной связи в 2009 году стал запуск сетей третьего поколения (3G). Для тех, кто рассчитывал получить высокоскоростной мобильный доступ в Интернет, почти одновременный запуск в Омске двух 3G-сетей стал настоящим праздником. Правда, при построении 3G-сетей «МегаФон», «Билайн» и МТС столкнулись с непредвиденными сложностями, поэтому процесс ожидания несколько затянулся. Но теперь вроде бы все самые большие сложности позади. Сети настроены, количество потребителей новых услуг, как уверяют в «Билайне» и в МТС, весь год росло. К концу года омский «Билайн» итогов не подводил, но в конце сентября рассказывал, что после запуска 3G прирост трафика идет просто стремительный: за год объем услуг по передаче данных вырос более чем в пять раз, и при этом почти 30% интернет-трафика пропускалось через сеть 3G. Существенный рост объемов передачи данных отмечают и в МТС. Только с мая по ноябрь объем 3G-трафика по сетям оператора вырос в 2,8 раза, а количество пользователей мобильного Интернета за то же время увеличилось в полтора раза.

По словам директора филиала ОАО «МТС» в Омской области Аркадия РЯЗАНОВА, уже более 50% интернет-трафика МТС проходит в Омске через сеть третьего поколения, и эта доля, по его мнению, будет возрастать по мере дальнейшего увеличения зоны покрытия, а также степени проникновения абонентского оборудования с поддержкой стандарта 3G. Если в начале 2008 года такое оборудование использовали только 7% абонентов МТС в Сибири, то к началу 2010 года число таких абонентов достигнет уже 15%. А в Омске, по оценке МТС, проникновение 3G-терминалов будет даже выше, чем в целом по Сибири – около 20%.

В общем, как и предполагалось, сотовым операторам внедрение стандарта 3G позволило увеличить выручку за счет новых услуг. Однако жизнь омичей после запуска долгожданных сетей 3G хоть и изменилась, но вовсе не столь значительно, как можно было предположить. Количество базовых станций в сетях 3G и у «Билайна», и у «МТС» пока еще очень невелико, поэтому пользоваться теми же мобильными модемами могут далеко не все желающие. А у «МегаФона» сеть 3G до сих пор опирается только на пять базовых станций, мощности которых не хватает даже на центральную часть города («МегаФон» обещает развернуть полноценную сеть 3G только летом 2010 года).

Вносит определенную путаницу в умы омичей и одновременное с 3G продвижение на массовый рынок других беспроводных технологий широкополосного доступа в Интернет (Wi-Fi, WiMАХ и так далее). Да и на сотовом рынке уже активно ведутся разговоры об очередном прорыве – внедрении технологии LTE (Long Term Evolution), которую уже принято называть 4G. В отличие от технологии 3G, при которой максимальная скорость обмена данными составляет 3,6 Мбит в секунду, технология 4G – это скорости, превышающие возможности медной витой пары, то есть свыше 100 Мбит в секунду. Немудрено, что c таким количеством технологических революций за столь короткое время потребители уже окончательно запутались в своих желаниях.

На войне как на войне

Прошлогодний запуск 3G-сетей со всей очевидностью показал, что конкурс технологий уже завершился. Любая технологическая новинка, которая появляется на рынке, внедряется всеми федеральными операторами в очень короткие сроки, и получить какое-либо технологическое преимущество на достаточно продолжительное время уже невозможно. Остается конкурировать идеями. Победит тот, кто сумеет предложить своим абонентам такие условия, чтобы они не уходили к другим операторам, но при этом будет постоянно атаковать конкурентов, уводя от него колеблющихся абонентов. Именно такие атаки под флагом борьбы с кризисом продолжались на омском рынке почти весь 2009 год.

Рискнем ошибиться, но первый удар по омскому рынку нанес, похоже, «Билайн» своим тарифным планом «Фурор» (первая минута — 1,1 рубля, а со второй по десятую минуту включительно — 3 копейки, причем на все мобильные). В МТС думали не долго и ответили конкуренту тарифом «СуперНоль» (первая минута — 1,2 рубля, а со второй по пятую минуты тариф вообще нулевой, и тоже на все мобильные). А «Теле2 Омск» ответила в шведском стиле — вывела на рынок тариф «Настоящий Фурор», в котором первая минута стоила 1 рубль, а минуты со второй по десятую — 1 копейку. Правда, все это счастье было доступно лишь для тех, кто общался внутри сети.

В задумчивости пребывал только «МегаФон». Сначала оператор пытался убедить потенциальных абонентов, что не в дешевизне счастье, а в качестве услуг и в зеленом цвете логотипа, но в итоге тоже включился в ценовую войну. Адекватный рынку тарифный план маркетологи «МегаФона» назвали оригинально — «Арифметика», но предложение сделали довольно интересное — первая минута — 1,99 рубля, а со второй по 60-ю минуту в сутки — 1 копейка. Судя по рыночным долям на конец 2009 года, операторы «большой тройки» почти ничего не выиграли от резкого снижения цен на массовых тарифах, зато омские потребители, как ни крути, от этой войны получили в наследство низкие цены.

Как одну из стратегий по переделу рынка можно рассматривать и попытки операторов взять под полный контроль все каналы, через которые идут продажи SIM-карт. Главные битвы, естественно, шли в прошлом году «под ковром», но иногда выплывали и на поверхность, как в случае скандального конфликта между МТС и группой «Евросеть», в которой еще в 2008 году купил долю «Билайн». В марте 2009 года МТС усмотрели в работе «Евросети» некую недобросовестность: оператор заподозрил ритейлера в переманивании потенциальных клиентов к «Билайну», после чего потребовал изменить условия договора по приему платежей от абонентов. «Евросеть» отказалась от предложения, и с 4 апреля 2009 года МТС вообще перестали пользоваться услугами желтых салонов.

Помирились конфликтующие стороны только 26 ноября, но о восстановлении прежних деловых отношений речи пока нет. Да и зачем? Весь 2009 год МТС на месте не сидели и расширяли собственную розницу. В том числе и в Омске. Сделали определенные выводы из чужого конфликта и в «МегаФоне» и тоже стали искать альтернативные варианты распространения своих контрактов. К концу 2009 года «МегаФон» додумался до сотрудничества даже с Почтой России. Вряд ли такой специфический канал продаж, как отделения связи оператор рассматривает всерьез, но для пиар-поддержки этот ход вполне сгодится. Впрочем, пока контракты «МегаФона» продаются неплохо и через «Евросеть». По данным «Евросети», по всей России ежемесячно половина продаж приходится на «Билайн», почти половина — на «МегаФон». Доля Теле2 в «Евросети» минимальна.

Второй поход на грабли

Еще одним заметным событием на омском сотовом рынке было с точки зрения «КВ» возвращение в строй Олега ГИЛЬБУРДА. В начале февраля 2009 года бывший директор Омского филиала ОАО «ВымпелКом» (он этот филиал и создавал в 2001 году) возглавил ЗАО «Теле2 Омск». Вероятнее всего, Олега ГИЛЬБУРДА уговорил бывший региональный управляющий директор «Теле2 Омск» Александр СЕРГЕЕВ, который возглавлял омский филиал шведского телекоммуникационного холдинга с июля 2007-го по январь 2009 года, а до этого три года руководил филиалом ОАО «ВымпелКом» в Новосибирске.

Судя по тому, что весь 2009 год Олег ГИЛЬБУРД отработал нормально, со шведским руководством никаких разногласий у него не возникает. Но одно неоспоримо: весь прошедший год Олег ГИЛЬБУРД обеспечивал прирост абонентской базы и филиал при этом не потерял имидж флагманского в холдинге. А условия в 2009 году были нелегкие. Да и 2010 год будет для компании «Теле2 Омск» нисколько не легче. 17 сентября на сайте штаб-квартиры TELE2 AB были опубликованы финансовые цели для российского подразделения компании на ближайшие два года. Шведское руководство ожидает увеличения прибыльности операций в регионах. В целом по России рентабельность по операционной прибыли должна вырасти с 25 до 30%. А в старых регионах, к которым относится Омск, – с 40% до 45% (рентабельность в 45% — это фактически уровень операторов «большой тройки» )

В особенно сложных условиях по мнению «КВ» придется работать старым филиалам – сегодня они вынуждены поддерживать деньгами массовый запуск сетей в новых регионах. «Новички», даже по оптимистичным прогнозам шведов, должны окупиться не раньше, чем через два года, так что «старичкам» придется сильно сокращать затраты, либо значительно увеличивать выручку. Как выполнить эти задачи, когда в Омске фактически идет ценовая война, — непонятно. На этот вопрос представители компании отвечают весьма обтекаемо.

— Решение стоящих перед компанией задач будет носить комплексный характер, — уверял «КВ» пару месяцев назад директор по внешним связям «Теле2 Россия» Сергей АНДРИЯШКИН. — Что касается нашей тарифной политики, то мы по-прежнему будем придерживаться модели дискаунтера. Эта бизнес-модель позволяет нам держать наши издержки на минимальном уровне и, предлагая низкие цены, оставаться прибыльными.

Поверить в такое заявление довольно сложно, но и опровергнуть трудно, поскольку добровольно своими финансовыми результатами ЗАО «Теле2 Омск» не делится. И зря. К концу 2010 года все и так станет ясно.