ИЗ ОМСКА - В КОСМОС

ИЗ ОМСКА — В КОСМОС

«Полет» был, есть и остается гордостью Омского Прииртышья

За последние сорок лет с помощью ракеты-носителя «Космос-ЗМ» на околоземную и околосолнечную орбиты выведено около 400 отечественных и иностранных спутников. У этой ракеты, как считают в НАСА, эталонный показатель надежности — 97 процентов. Недаром «Космос-ЗМ» до сих пор считается главным брендом производственного объединения «Полет».

Сегодня осталось всего три ракеты-носителя класса «Космос-ЗМ». Одна на ПО «Полет», две на космодромах Капустин Яр и Плесецк. Они, придет время, отработают средства, затраченные на их изготовление. Выведут в космос, как говорят специалисты, полезный груз. А следом за ними полетят ракеты с иными названиями: «Ангара», «Протон», «Рокот». Причем «Рокот» будет полностью омской ракетой. Генеральный директор ПО «Полет» Григорий Мураховский на торжественном собрании, посвященном 40-летнему юбилею запуска первой ракеты-носителя «Космос-ЗМ», заявил, что предприятие снова, как и в прежние времена, отгружает продукцию вагонами.

Жестокое время — жесткие сроки

Космическая эра «Полета» началась 21 октября 1969 года, когда стартовала первая космическая ракета, собранная на Омском авиационном заводе (так тогда назывался «Полет»). История же самого предприятия началась гораздо раньше.

С лета 1941 года. Тогда на основе двух эвакуированных авиационных заводов — из Москвы и Подмосковья — и на базе трех небольших омских предприятий возник Омский авиационный завод. Около тысячи городских семей потеснились в своих частных домах, давая приют москвичам. Директором вновь созданного завода стал прославленный летчик Анатолий Ляпидевский, обладатель «Золотой Звезды» Героя СССР под номером 1.

Жестокое время диктовало жесткие сроки. Вагоны с оборудованием в Омск стали приходить в июле, а в декабре сорок первого с аэродрома уже поднялся первый военный самолет. Важность продукции Омского авиационного была столь велика, что директор каждую неделю отчитывался лично перед Сталиным.

В число заводских конструкторов входили репрессированные Туполев и Королев. Они мотались по участкам, давали указания, а рядом шли конвоиры. И никого эта картина не смущала — не они одни имели в те годы такой «почетный» эскорт. Не смущались и жены руководителей завода, конструкторов, когда вместе с женами рабочих ходили по пригородным селам, меняя одежду на продукты. Многие рабочие на заводе дневали и ночевали, по суткам не выходя из цехов, и, если говорить правду, не только из-за трудового героизма. Не хотели тратить скудные силы на ходьбу, в цехах опять же тепло, а дома часто дров не имелось.

Всего за годы войны завод выпустил 3800 боевых самолетов разных марок и модификаций. Среди них 3500 истребителей Як-9. На них же воевали летчики французского полка «Нормандия-Неман». После войны на Омском авиационном заводе в ряду других самолетов производились лучшие бомбардировщики пятидесятых — Ил-28.

Следует заметить, что сейчас уже ни для кого не является секретом, что США в послевоенные годы, накопив запас из 300 атомных бомб, собирались атаковать Советский Союз. Американцев остановила непробиваемость воздушной обороны СССР. Не следует забывать, что весомый вклад в создание того воздушного щита внесли омичи.

Космическая популярность

В конце пятидесятых на Омском авиационном заводе приступают к выпуску одноступенчатых баллистических ракет пол ядерные боезаряды. Чуть позже начинают производить двухступенчатые. Советскому Союзу уже было чем ответить на ядерную угрозу со стороны США.

Естественно, что на военную продукцию уходила львиная доля труда и средств Омского авиационного завода, но оставались силы и на мирную продукцию. Предприятие первым в СССР выпустило реактивный пассажирский самолет — Ту-104. Потом стало ковать мирную и относительно мирную продукцию для космического пространства.

«Космос-ЗМ», двухступенчатая ракета, прославившая завод на весь мир, проектировалась в КБ «Южное» (Днепропетровск). Но поскольку основной упор там делался на военные ракеты, то вести доработку легкой космической ракеты, которая в качестве названия носила аббревиатуру 11К65, пришлось Омскому авиационному, где немалая часть продукции предназначалась для мирного использования.

Первая омская ракета, которая ушла в космическое пространство 21 октября 1969 года, собиралась из чужих комплектующих. Но уже следующая стала полностью омской. Всего носители класса «Космос-ЗМ» около восьмисот раз стартовали в небо. Ракета завоевала настолько большую популярность, что на заводе держали постоянный запас из 15-20 изделий.

Ракета постоянно модифицировалась. Последние разработки от первой машины отличаются не меньше, чем полуторка шестидесятых от современных грузовиков. Однако ресурс, заложенный в проекте ракеты, на сегодня исчерпан, на смену ей приходят другие носители.

Новая ступень «Полета»

Безусловно, «Космос-ЗМ» прославил «Полет». Но на «Полете» производили не только эту ракету. Здесь выпускались самолеты, баллистические ракеты, ракеты морского базирования и — верх технологического совершенства — космические аппараты. Произведено около 250 спутников. Отдельно следует указать, что «полетовские» спутники «Надежда» помогли провести около шести тысяч спасательных операций, благодаря чему в живых осталось не менее 20 тысяч пострадавших от климатических и техногенных катаклизмов.

С 2007 года предприятие находится в составе крупнейшего отечественного концерна -ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева». Это стало возможным благодаря последовательной политике областной власти и твердой позиции главы региона Леонида Полежаева, направленным на сохранение и развитие потенциала Омской «оборонки». Ведь научно-производственный центр имени Хруничева внушителен и по мировым меркам — он входит в пятерку лидеров в области космических технологий. ПО «Полет» продолжает выпускать самую разнообразную продукцию космического назначения. Об успешности производственного объединения лучше всего говорит тот факт, что в 2009 году размер его доходов составляет около полутора миллиардов рублей. Это примерно на 30 процентов выше, чем в прошлом году.