Если в период строительства Омской крепости было не до второстепенных забот, то когда крепость была построена, на первый план вышли эти «второстепенные». Казаки и солдаты и прихварывали, и ранения получали. А следовательно, требовалось лечение. Увы, на строительство госпиталя средств не хватало. Не хватало их и у царской казны. Императрица Екатерина Вторая не жалела денег для золотого шитья на мундирах своих любимцев — офицеров и солдат гвардейских полков, некогда возведших ее на трон. А вот для госпиталя в каком-то там далеком Омске денег не находилось. Вот ведь какая незадача!
И тогда солдаты и казаки скооперировались и сами построили госпиталь. Впоследствии такое строительство стали именовать хозспособным. Свершилось это замечательное событие в 1776 году, то есть 225 лет назад!
Однако помимо стен и кровель требовались медикаменты и лекари квалифицированные. Да и тесно было в отстроенном на солдатские пайки помещении. В столице стало известно о всяких там недовольствах и жалобах.
Император Павел Первый, воссевший на трон, возникающие проблемы решал мгновенно. Да снесите этот госпиталь начисто — и баста!
Нужно подчеркнуть, что царские сановники были весьма исполнительны. И высочайшие повеления исполняли без разговоров. Но в этой щекотливой ситуации приговор выполнять не торопились. Солдат и казаков лечить где-то надо? Да и как сносить то, чего сами не строили?
Беспокойство, конечно, царапало душу. А ну как государь узнает? А он нравом крут.
Полегчало, когда на престол взошел Александр Первый. Тот не только отменил павловское решение, но возвел госпиталь во второй ранг! А это уже кое-что. И было сие событие в 1801 году.
Однако ранг рангом, а теснота теснотой. И в 1809 году командир Омской дивизии генерал-лейтенант Глазенап обратился с ходатайством к самому графу Аракчееву. Мол, надо бы построить еще четыре корпуса, тогда и старые можно снести.
Что мы знаем об Аракчееве? Самодур! Жестокий притеснитель! Бесчувственный солдафон!
Однако «самодур» принял решение — выполнить просимое! А что решал всесильный Аракчеев, выполнялось неукоснительно. И вот уже в 1812 году четыре новых корпуса вошли в строй. А ведь время-то какое было! Наполеоновское нашествие. Бородинская битва. Пожар московский.
Тем не менее госпиталь был обновлен.
Позднее в арестантских палатах (имелись при госпитале и такие!) лечился Федор Достоевский. Он отбывал срок заключения в омском остроге. Отбывал и набирался впечатлений для книги «Записки из Мертвого дома». Между прочим, написал и о госпитале. О медперсонале отзывается очень тепло. А вот теснота и запах лекарств писателю не понравились. Конечно, аромат роз приятнее карболки, но последняя все-таки хороша для дезинфекции. Л гулаговскому зеку госпиталь вообще показался бы раем! Увы, все относительно в этом мире…