В то же время пустырей вокруг намного больше, чем площадей, свалок больше, чем парков, и многие застроенные участки города, пожалуй, лучше бы смотрелись именно как пустыри. Но что делать, если частная застройка в свое время доминировала в ландшафтах большинства российских городов, за исключением, наверное, только столичных. Только вряд ли сегодня Омску этот факт может служить оправданием. И уж тем более не утешением.
В 70-80-е годы власти допустили большую ошибку. Теперь ясно, что единственная возможность сносить улицы Северные, Линии и прочие прелести частного сектора в центре Омска была, когда интенсивно застраивались девственные пустыри Левобережья. Землей тогда реально распоряжалось государство, теперь же на месте одноэтажных халуп вырастают «крутые» коттеджи, с которыми непонятно что станут делать потом. Вплести их в планировочную структуру многоэтажных домов будет достаточно сложно. Таково мнение архитекторов и проектировщиков «Омскгражданпроекта» -территориального проектного института нашего региона.
До того, как регион охватил глубокий экономический спад, Омск развивался стабильно и застраивался далеко не теперешними темпами. И хотя сегодня былой генеральный план Омска реализован едва ли процентов на 20-25, прежде чем срок его действия истек в прошлом году, развиваться по нему городу уже вряд ли придется. Так как градостроительные идеи, заложенные в него при социализме, безнадежно устарели в нынешних экономических условиях.
Между тем градостроители знают, что город — живой организм, и как бы ему ни было трудно, он будет развиваться. И если его не направлять, развитие будет стихийным.
Мы уже пожинаем плоды такого развития — проблемы, связанные с резким ростом автомобилизации. У основных магистралей Омска попросту отсутствуют так необходимые городу дублеры, да и весь транспортный скелет мегаполиса скоро может загнуться под непрерывно возрастающей транспортной нагрузкой. Единственная надежда сегодня — на строящийся через Иртыш метромост. Его значение для города очевидно, но есть опасения что столь громоздкие конструкции не очень-то впишутся в существующий архитектурный ландшафт, тем более, если мост пройдет по городу в эстакадном варианте. Проще говоря, мост не будет красивым. Специалисты знают, что архитектура моста вытекает из архитектуры его конструкций. Стоит вспомнить, что проектировщики «Метромоста» в свое время предлагали для Омска 27 вариантов конструктивных решений, в том числе и самые современные на тот момент. Омский мост мог стать единственным в России, но, как обычно, подвели отсутствие средств и поиск наиболее дешевого варианта.
Поэтому сегодня перед архитекторами «Омскгражданпроекта» стоит задача максимально осовременить сложившееся конструктивное решение метромоста, вдохнуть в него художественно-эстетический образ. Специалисты института, которые всегда старались найти гармоничное соотношение архитектуры с природой, реализовать средовой комплексный подход решения проблем города, считают, что раз уж мост провозглашен «мостом нового тысячелетия», нужно пытаться сделать его таковым. Они предлагают вводить в его конструкции декоративные украшения, продумывают решения для опор, с которых начинается мост и которые являются своего рода воротами города. Задача усложняется отсутствием четкого плана застройки территорий на Левобережье и участков в центральной части города, прилегающих к мосту.
Перспективный градостроительный взгляд на пространство нашего мегаполиса отсутствует уже давно. Архитекторы вынуждены порой двигаться вовсе вслепую, так как никто не выделяет средств на проработку не толь -ко отдаленных перспектив развития Омска и области, но и на комплексную градостроительную работу при планировке вполне реальных предлагаемых к застройке участков.
Впрочем, хаос в кварталах современной постройки характерен для большинства российских городов, чему в глобальном плане причиной служит отсутствие какой-либо градостроительной доктрины в стране. Раньше и финансирование этих задач велось централизованно, из государственного бюджета, теперь же не в каждом регионе власти, погрязнув в решении сиюминутных проблем, задумываются об отдаленной перспективе, хотя специалисты понимают, что это уже в обозримом будущем сулит городу массу проблем.
Понемногу Омск все-таки строится. Иногда, правда, видишь, что не там и не так. Стоит ли говорить об отсутствии градостроительной политики, если в Омске уже долгое время не существует каких-либо жилищных программ.
Проектирование жилья всегда было основной задачей «Омскгражданпроекта», и сегодня институт мог бы не просто поучаствовать в крупномасштабной застройке, но и сам может предложить уже готовый и вполне перспективный проект. Микрорайон «Кристалл» на данный момент, пожалуй, — единственный способ обеспечить квартирами наибольшее число нуждающихся в них омичей, причем с различными доходами.
К сожалению, сейчас коллективу «Омскгражданпроекта» в городе находится немного работы. Занимаясь в Омске реализацией только губернских программ, архитекторы и проектировщики давно уже были вынуждены параллельно обустраивать Тюменский Север- И все же к реконструкции зданий кадетского корпуса, областной прокуратуры, -перепланировке прежнего детского сада в детскую же больницу, а также к строительству львиной доли жилых домов заказчики предпочитают привлекать именно «Омскгражданпроект». Интересная архитектура и максимальный комфорт для жизни людей отличают построенные по проектам специалистов института дома, торговые комплексы и другие объекты.
Понятно, что у городских властей денег сегодня хватает только на латание дыр и проведение косметического ремонта центральных улиц. Но взгляд временщика опасен не только в градостроительстве, но и в свете неразвивающейся и изрядно изношенной городской инфраструктуры. Сети города давно уже требуют срочного инженерного вмешательства.
И, наконец-то, у Омска появилась новая схема теплоснабжения, выполненная, правда, в Москве. Но специалистам «Омскгражданпроекта» наверняка придется увязывать ее отдельные участки с масштабом местности. Им и теперь приходится решать вопросы, связанные с перекладкой и выносом сетей, например, при строительстве таких крупных объектов, как метромост и трасса метро, проектировать городские газопроводы.
Забота о побережьях и набережных омских рек давно уже остается одним из важных направлений в работе коллектива «Омскгражданпроекта». Проделав большую работу по обследованию природоохранных зон Иртыша и Оми, проанализировав их нынешнее состояние с градостроительной точки зрения, специалисты института предложили целый комплекс мероприятий для оздоровления экологической обстановки в регионе. Одно из них — реконструкцию и застройку набережной Оми не только в центре, но и почти до окраин Омска, — по-хорошему, надо бы начать уже сегодня, не дожидаясь, пока аварийные лачуги на побережье заменят столь модные сегодня коттеджи. Коттеджная застройка, кстати, уже принесла нам массу проблем, захватив прибрежную территорию в Советском округе, конечно, если городские власти еще не выбросили в корзину имевшийся проект строительства на правобережье городского канализационного коллектора большого диаметра, призванного кратчайшим путем отправлять стоки чуть ли не со всего города на очистные.
Вряд ли землепользователи в свете новых веяний захотят бескорыстно сотрудничать с муниципалитетом. И в будущем развалюхи в центральных районах Омска, как и новенькие коттеджи, также можно будет снести, только заплатив немалые деньги. И это далеко не единственный довод, говорящий о необходимости выработки в Омске четкой градостроительной политики.
Кроме того, в «Омскгражданпроекте» твердо уверены, что без проведенного учеными анализа возможностей всего нашего региона, без конкретных планов развития тех или иных отраслей экономики на ближайшие 15-20 лет перспективы города в плане его застройки выглядят более чем туманно.