В конце прошлого года Законодательное собрание приняло к рассмотрению проект «Программы формирования и развития государственной собственности Омской области на 2001 год», предложенный областной администрацией. В числе прочего программа предусматривает введение на 26 предприятиях специальной «золотой акции», существенно ограничивающей права хозяев этих акционерных обществ. Область пытается вновь взять под контроль молкомбинат «Солнечный», АО «Сибиряк» (Полтавка), завод молочный «Омский», исилькульскую «Виту». На всех этих предприятиях уже есть владельцы контрольных пакетов, которые вложили в реконструкцию немалые деньги.
«Золото» — это власть
Попытка воспользоваться специальным правом «золотая акция» была предпринята комитетом по управлению имуществом Омской области еще в прошлом году, в бытность председателем оного Никиты ШАЛМИНА. В апреле 2000 года законодатели приняли «Программу формирования и развития государственной собственности Омской области на 2000 год», где в приложении 4 были перечислены 11 акционерных обществ, в которых предусматривалось введение «золотой акции». В основном это были мясо- и молкомбинаты. В каждом из них в собственности у области имелось от пяти до десяти процентов акций. Пакеты небольшие и существенно на что-либо не влияющие. Поэтому комитет по имуществу и вознамерился их продать, но взамен на некое специальное право, предусмотренное федеральным Законом «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 21 июля 1997 года. Там сказано: «Органы государственной власти субъектов федерации и органы местного самоуправления при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества либо принятии решения о продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ могут принимать решения об использовании в отношении данных ОАО специального права на участие в управлении указанными ОАО (далее специальное право «золотая акция»)».
«Золотая акция» дает право вето на решения о внесении изменений и дополнений в Устав АО о реорганизации и ликвидации общества, о заключении крупных сделок, а также дает право доступа ко всем документам ОАО и реестру акционеров. То есть достаточно существенный объем полномочий.
По данным «КВ», в 2000 году эта идея в жизнь так и не воплотилась. Но в программе 2001 года количество АО, где предполагается ввести право «золотой акции», увеличилось до 26. Правда, каким-то невообразимым образом из этого списка исчезло ОАО «Омский мясной двор — завод колбасных изделий», фигурировавшее годом раньше. Зато добавились молкомбинат «Солнечный», исилькульская «Вита» и ряд других предприятий.
Пейте, дяди, молоко, будете здоровы… а вот тогда и начнется
Особым сюрпризом, надо полагать, включение в вышеуказанный список стало для собственников молкомбината «Солнечный». В 1997 году предприятие это стояло на грани банкротства и контрольный пакет ОАО был выставлен на инвестиционный конкурс. Купила акции фирма «Манрос-М». За три года она вложила в производство немалые деньги. И вот вдруг администрация области заявляет, что отныне она самолично будет контролировать предприятие.
— Выходит, государство стало кидалой, — говорит начальник Омского антимонопольного управления Сергей СУМЕНКОВ. — Когда разрешали покупать акции, были одни правила, а когда кто-то их уже приобрел — они неожиданно меняются. Это откровенный «наезд» на право самостоятельного распоряжения имуществом. Предприниматель вложил деньги, рассчитывая, что будет на свой страх и риск осуществлять деятельность: плохо сработает — прогорит, хорошо — окажется с прибылью. А ему говорят: все! Будешь подчиняться нам, причем новоявленный контролер ничем не рискует и ничего вкладывать в АО не собирается.
Аналогичная ситуация и с полтавским АО «Сибиряк», владельцем которого стала в прошлом году омская фирма «Бакалея-сервис», и с молочным заводом «Омский», который сменил собственника контрольного пакета два года назад. Интересно, что осенью прошлого года фонд имущества Омской области активно продавал акции мясо- и молзаводов. И даже не намекнул, что в этих АО может появиться некая «золотая акция». Например, 10% акций «Большереченского маслокомбината» купила Марина ЧЕРКАССКАЯ почти за 46 тысяч рублей, 5% маслосыркомбината «Тюкалинский» — Владимир БЕНДЮКОВ за 17 тысяч рублей и так далее. Вполне вероятно, что многие и не стали бы ничего покупать, если б знали о новациях областного комитета по имуществу.
Одна акция — один голос
Антимонопольное управление направило свое заключение на принятую в прошлом году «Программу формирования и развития государственной собственности Омской области на 2000 год». Только из-за вмешательства антимонопольщиков идея «золотой акции» не родилась тогда на свет. Сейчас ее пытаются осуществить в новой программе. И, по мнению Сергея СУМЕНКОВА, совершенно незаконно:
— Закон «Об акционерных обществах предусматривает единое правило: одна акция — один голос. Сколько у тебя имеется акций, на такую долю ты и имеешь влияние в АО. «Золотая акция» не предусмотрена ни названным законом, ни Гражданским кодексом. Юристы комитета по имуществу ссылаются на ст. 96 ГК РФ, где говорится, что «особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий». Они утверждают, что «золотая акция» — это как раз особенность, предусмотренная федеральным Законом «О приватизации госимущества» 1997 года. Но это не так. Существует еще и такой термин, как «срок приватизации». Закон «Об акционерных обществах» (пункт 5-й статьи 1) говорит, что «особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, действуют с момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75% принадлежащих им акций в таком акционерном обществе, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия».
Практически у всех указанных Комитетом по имуществу 26 акционерных обществ срок приватизации окончен, а значит, никаких особенностей их правового положения уже не может быть: «золотую акцию» никто вводить не вправе.
Пусть упадут в вырытую ими же яму
Спор антимонопольщиков и чиновников был вынесен на комитет по собственности Законодательного собрания Омской области. Председатель комитета Владимир ДОРОХИН встал на сторону областных властей: вводить «золотую акцию» нужно. Впрочем, это вполне согласуется с позицией коммунистов в ЗС: вернуть акционерные общества в лоно государства. Комитет, правда, сделал запросы в Мингосимущество и в прокуратуру: пусть подтвердят законность специального права.
Если такое подтверждение будет получено и новый председатель областного комитета по управлению имуществом осуществит идею «золотой акции», то последствия могут быть весьма интересные. Как уже говорилось, закон «О приватизации»… 1997 года говорит, что решение об использовании специального права на участие в управление может быть принято при продаже находящихся в муниципальной или госсобственности акций. Никаких ограничений на это решение не предусмотрено. А значит, если Омская область (или любой муниципалитет) купит с десяток акций любого АО — «Сибнефти», «Омскшины», «Омского бекона», а через месяц решит их вновь продать, она имеет право ввести в этом ОАО специальное право «золотой акции».
Коммунист Владимир ДОРОХИН, соглашаясь со всегдашними своими оппонентами из администрации Омской области, смотрит куда дальше их: пусть сами свалятся в вырытую ими же яму, а уж потом фракция КПРФ сделает публичное предложение: давайте вернем в управление области крупнейшие омские предприятия — это же так просто. И пусть попробуют отказаться.