«МЭР — ЭТО ВСЕ РАВНО ЧТО РУКОВОДИТЕЛЬ ОЧЕНЬ БОЛЬШОГО ЗАВОДА»

"КВ" решили попытаться ликвидировать вакуум информации о соседнем регионе и расспросили о том, как живет крупнейший сибирский город, мэра Новосибирска Владимира ГОРОДЕЦКОГО

— Владимир Филиппович, признайтесь: вы мечтали стать мэром?

— Никогда не мечтал и даже не предвидел, что так все обернется. В детстве было огромное желание стать летчиком, после школы хотел поступать в Ачинское авиационное училище, но не успел вовремя пройти медкомиссию. После института попал в Новосибирск, был очень увлечен своей работой в стройиндустрии, но жизнь сложилась так, что мне предложили перейти на партийную работу. Там больше приходилось работать с людьми, что тоже очень интересно. Когда мне предложили должность первого заместителя председателя горисполкома, для меня это было полной неожиданностью, но отказываться от нелегкой работы я не привык. Кем бы я ни работал, главным всегда было образцовое исполнение своих обязанностей и забота о людях.

— А каково это — быть мэром?

— Быть первым заместителем и первым лицом города — две большие разницы. Если зам может «спрятаться» за спину своего шефа, то мэр несет все бремя ответственности за принятие решений, определяющих судьбу города и горожан. Персональную ответственность за все, что происходит в Новосибирске, за жизнь и благополучие людей ощущаю постоянно. И, поверьте, нести этот груз совсем нелегко, порой спрашиваешь себя: и зачем тебе все это надо было на себя взваливать?

Управленческие решения можно разделить на два направления: большинство оперативных, которые более-менее успешно реализует вся команда, а другая часть — гораздо меньше, но более важных, касающихся перспективы развития города, — их, кроме меня, принять никто не может. Недопустимо заниматься только текущими вопросами и не видеть перспективы улучшения системы здравоохранения, благоустройства и остальных отраслей городского хозяйства. А вообще мэр — это все равно что руководитель очень большого завода: те же заботы, проблемы, только помноженные на масштабы полуторамиллионного города.

— Вы уже определили перспективы развития Новосибирска?

— Почти сразу после моего избрания мэром началась разработка стратегического плана развития Новосибирска. Наш, город в определенном смысле, феномен, в мировой истории нет аналогов такого бурного развития: за 108 лет Новосибирск прошел путь от крохотного поселка до полуторамиллионного мегаполиса. С началом реформ наш город, как и Омск, претерпел немало издержек, потому что 54% новосибирских предприятий работало на оборону. С 1992 года они остались без госзаказа, люди — без работы, бюджет города уменьшился в пять раз. В то же время социальная сфера осталась та же — как ее содержать, если предприятия стоят? Мы потратили десять месяцев, чтобы разобраться, за счет чего произойдет возрождение городской экономики, насколько может вырасти производство.

Для выработки стратегического плана привлекали общественные организации, представителей науки, бизнеса. В результате определили десять базовых точек роста, а сам стратегический план развития должен стать документом городского согласия и озадачить всех. Через полгода работа над ним закончится, будет конкретизирован рост общегородского валового продукта до 2010 года (в каких отраслях и за счет чего), определены ближайшие и отдаленные перспективы, составлены строгие графики развития.

— Какие именно базовые точки роста Новосибирска определены?

— Определение точек экономического роста и конкурентоспособности города — это каркас нашего стратегического плана. Приоритеты расставлены следующим образом: наука и высокотехнологичное производство, малые наукоемкие предприятия, потенциал конверсии предприятий ВПК, производство современных лекарственных препаратов, развитие международных связей и внешнеэкономической деятельности, мультимодальный транспортный узел Новосибирска, предпосылки превращения Новосибирска в межрегиональный центр (столицу Юго-Западной Сибири), развитие финансовых и кредитных инструментов, поддержка предпринимательской среды, развитие города как центра информационных технологий. В стратегическом плане будут прописаны параметры по всем этим направлениям.

— Сейчас много говорят о реформировании ЖКХ, как обстоят дела с этой сферой в Новосибирске?

— Базовые решения по ЖКХ должны быть приняты на федеральном уровне, при этом должна быть учтена ситуация в каждом регионе. Для нас самый больной вопрос — повышение энерготарифов в течение финансового года. В Новосибирске 74% электро- и теплоэнергии потребляют население и учреждения бюджетной сферы. После повышения в феврале тарифов на теплоэнергию на 47%, а на электроэнергию на 26% дефицит расчетов городского бюджета по этим статьям составил 910 млн. рублей, что неизбежно приведет к увеличению задолженности перед энергетиками. Подобная ситуация возникает в каждом городе, поэтому нужно до начала финансового года закладывать в бюджеты запланированное повышение тарифов, тогда все будет логично.

Сейчас новосибирцы платят за коммунальные услуги 50%, но при этом не получают качественных услуг. Населению непонятен дефицит бюджета, который должен компенсировать разницу в оплате. За последние годы мы приняли на городской баланс 9,5 млн. квадратных метров ведомственного жилья, а компенсацию за его приемку от Минфина получаем через 1,5-2 года. Сегодня нам должны 244 млн. рублей — это огромная сумма для новосибирского бюджета.

Текущие расходы на содержание муниципального жилья составляют 540 млн. рублей. Благоустройством города, содержанием дворов, подъездов должны заниматься сами жильцы, но люди не чувствуют себя хозяевами, хотя большинство приватизировало квартиры. Поэтому стараемся развивать территориальные органы самоуправления, совершенствовать систему ЖКХ — так, чтобы активная часть населения, старшие по дому, подъезду были причастны к управлению жилищным хозяйством. Планируем привлечь до 10 тысяч общественников, на выходе документы, предусматривающие их стимулирование.

В нескольких районах уже идет реконструкция ветхого жилого фонда, но с каждым годом его будет становиться все больше — никакого бюджета не хватит. Владельцы приватизированного жилья должны сами отвечать за него. Готовится документ о передаче муниципального жилья в частные руки с образованием товариществ собственников жилья в домах, где все квартиры приватизированы. В целом же будем стремиться сокращать затраты на содержание ЖКХ, которые сейчас неоправданно высоки, внедрять энергосберегающие технологии. Проведение энергоаудита позволяет на 5-7% сократить затраты, выявить узкие места.

Не все проблемы лежат на поверхности. Новосибирский Горводоканал — один из лучших в России, у нас 97% стоков проходят очистку. Это должно быть и завтра, и послезавтра, поэтому усиливаем работу по городским коммуникациям. Если сейчас не вкладывать средства в эту отрасль, в недалеком будущем могут возникнуть чрезвычайные техногенные ситуации, на ликвидацию которых не хватит и целого городского бюджета. Поэтому одной из приоритетных задач будет инвестиционная поддержка коммуникационной инфраструктуры города.

— Понятно, что ЖКХ — это «наше все», а что еще волнует новосибирского мэра?

— Потерялась комплексная застройка города из-за нехватки средств на строительство. Точечная застройка не обеспечивает перспективу развития, поэтому сейчас ломаем голову, как преодолеть эту ситуацию. Есть сложности с транспортом, хотя, на мой взгляд, нам удалось создать оптимальную схему функционирования муниципального транспорта и частного извоза. Частники на конкурсной основе борются за муниципальный заказ, в частных рейсовых автобусах действуют все льготы. Но 56 категорий льготников — это абсурд, тем более что федеральные льготы практически не компенсируются. По решению новосибирского горсовета у нас бесплатно ездят все пенсионеры, а вот школьники — только в дни зимних каникул.

В городских автопредприятиях осталось всего 700 муниципальных автобусов, но у них высокая техническая готовность — 0,74. Недавно закупили 12 новых автобусов на Мичуринском и Ликинском автобусных заводах, до сентября должны получить еще 20. Стараемся сэкономить на приобретении троллейбусов, надеюсь, наш опыт будет полезен омским транспортникам. Новый троллейбус стоит 1 млн. 700 тысяч рублей, мы же закупаем корпус за 700 тысяч, а двигатель, колеса и все остальное собираем на месте сами. На сборку уходит порядка 600 тысяч рублей, в результате на одном троллейбусе экономим 400 тысяч, плюс загружаем работой новосибирцев.

— В Омске в одном из производственных корпусов открылся развлекательный центр «Атлантида», в Новосибирске в бывшем цехе одного из заводов — ярмарка. Это печальная примета нашего времени. Новосибирская мэрия хоть как-то помогает местным предприятиям?

— Мы занимались и будем заниматься промышленностью, хотя по закону муниципалитет не обязан этого делать. Возродить промышленный потенциал — значит обеспечить благополучие городского бюджета. Вот уже четвертый год в мэрии существует департамент промышленности, науки и технологий, который разделен на управление промышленности, комитет по науке и новым технологиям и комитет по труду и занятости населения. Департамент изучает ситуацию по отраслям, старается адресно помогать конкретным предприятиям. Конечно, возможностей у нас не много, но пытаемся принимать местные законодательные акты, чтобы облегчить судьбу предприятий.

Приняли у предприятий жилье и соцкультбыт, чтобы освободить их от исполнения не свойственных им функций. Не принято пока 1,7 млн. квадратных метров ведомственного жилья, из них 1,4 млн. — на балансе Академгородка. Поскольку положенной федеральной компенсации за принятое жилье мэрия не получала, приходилось требовать частичную компенсацию с самих предприятий. Но мы не требовали денег — брали материалами, услугами.

Одна из проблем — как вовлечь предприятия во взаимодействие с академической наукой. Нам удалось приборы учета, разработанные Институтом теплофизики, внедрить в производство на нескольких новосибирских заводах. Другая задача — загрузить невостребованные мощности. Руководители заводов не сумели найти взаимопонимания с предпринимателями новой формации, мэрия помогла наладить контакты. Многие простаивающие цеха были переоборудованы под торговые комплексы, казино, предприятия общественного питания. Мы даем толчок, а потом предприятия сами начинают крутиться и зарабатывать деньги. Правда, до сих пор непонятно, что делать с мобилизационными мощностями, как вывести их из ресурса предприятий.

Работаем в тесном контакте с Межрегиональной ассоциацией руководителей предприятий, в которую входит больше 100 директоров. При мэрии шестой год действует экономический совет, в него входят 15 новосибирских директоров. Кроме того, созданы консультационные советы главных врачей лечебных учреждений, градостроительный и другие.

— Три года назад крупнейшие омские компании «Сибнефть» и «Оша» перерегистрировались в районах области, перестав платить в городской бюджет сотни миллионов рублей. Нет ли таких «перебежчиков» в Новосибирске?

— Мне известна эта ситуация, во многом она связана с войной двух ветвей власти, которая несколько лет бушевала в Омске. Но омская мэрия не совсем правильно работала с местными налогами, в омском бюджете-97 доля местных налогов составляла 47% — нигде такого не было. Тот же налог на уборку территории стал неподъемным, вот и ушли из Омска богатые компании. Мы особо не прижимаем новосибирские предприятия, поэтому никто в области не перерегистрировался и не собирается. С областной администрацией мы работаем в тесном контакте, никаких конфликтов между нами нет.

— Недавно был подписан договор о сотрудничестве между Омском и Новосибирском. Что для вас значит этот документ?

— Интеграционные связи между предприятиями наших городов были и будут, даже без всякого участия мэрий. Но, благодаря подписанному договору, можно придать этим связям системный характер, поддержать их административным ресурсом. Под этот договор планируется создать организационную структуру, которую возглавит с нашей стороны директор департамента промышленности, науки и технологий, а от Омска — один из вице-мэров. Мы хотим поучаствовать во втором этапе омской программы «СибВПКнефтегазТЭК», готовы привнести в нее наработки новосибирских предприя