Муратов и Летов сошлись в одном «Круге». . Современное искусство с шаманским уклоном

Муратов и Летов сошлись в одном «Круге». . Современное искусство с шаманским уклоном

В минувший четверг в галерее «Белый куб» открылась выставка «Круг». На стенах - картины Дамира Муратова, Анатолия Пурлика и Петра Ончукова, в зале - московский музыкант Сергей Летов, играющий на винтажном саксофоне. Накануне открытия участники проекта ответили на вопросы журналистов в Омском городском пресс-клубе.

Винтаж с барахолки

Столичный художник Пётр Ончуков признался: именно ему принадлежит идея сделать совместную с Дамиром Муратовым выставку, тема которой – миф: «Для меня сам Дамир Муратов – миф!» А на открытие Пётр пригласил знаковую для Омска фигуру – музыканта и композитора Сергея Летова, старшего брата покойного лидера «Гражданской обороны» Егора Летова.

– Я, вообще говоря, саксофонист, но в последнее время увлекся электронной музыкой, – рассказал Сергей. – И до четырех утра верстал электронную партитуру, основанную на фольклоре Сибири: так как выставка посвящена мифу, я думал о шаманах и малочисленных народах Севера. Но саксофон с собой захватил, причем достаточно необычный, такого, думаю, в Сибири никто не видел и не слышал. Это американский Си-мелоди саксофон эпохи Великой депрессии, конца 20-х – начала 30-х годов. У него совсем несовременный, мяукающий звук, разве что не трещит, как виниловая пластинка. Этот уникальный инструмент я купил на Савеловском вещевом рынке за смешные деньги – 18 тысяч рублей! Знакомый мастер отремонтировал. Наша страна просто замечательная: в ней можно найти много интересных вещей!

Творец, а не раб

Дамир Муратов, прославившийся на всю страну принтом Che Burashka на футболках, свои работы, выставленные в проекте «Круг», в шутку назвал «творческим мусором». Эпатаж в современном искусстве он считает делом обычным:

– Вспомните «Олимпию» Эдуара Мане. Что, во Франции голых девушек не видели?! Но эту картину подвесили под потолок, потому что добропорядочные буржуа пытались своими тростями ее проткнуть. Вот вам, пожалуйста. Художник, может, и не хотел никакого эпатажа. Просто зритель никак не может простить ему, скажем так, примат – первенство жестов. Особенно российский зритель. У него на всё есть один ответ: «Да мои дети лучше рисуют!» У него в голове не укладывается: «Как так, я ведь тоже так могу, а за это платят сумасшедшие деньги?!» Я вот сейчас живу вообще без денег. Мне не нужны деньги. Ко мне друзья приезжают – продуктов привезли, сигарет, а что еще надо? На коммуналку наскрёб, заплатил. Да сколько можно работать-то, люди, вы что? Мы сначала тратим здоровье на заработок, а потом тратим заработанное на здоровье – чушь какая-то получается. Художник не должен работать. Работа от слова «раб». Художник должен творить. Я так для себя решил.

Дамира Муратова беседы с менеджерами галерей чаще всего огорчают. Сначала просят прислать портфолио – а потом ни ответа, ни привета.

– Это нечестно и невоспитанно, – утверждает художник. – И еще одна беда – нам почему-то всегда всё нужно делать через Москву. Мне мой московский дилер все время говорил: «Дамир, тебе надо сюда переехать, тут ты станешь художником». Как – я не могу понять! Это какой-то артрасизм – или как назвать? Почему мне обязательно нужно куда-то ехать, чтобы себя реализовать? Это неправильно. Нужна децентрализация культуры. Во-первых, Москва не резиновая, а во-вторых, и здесь хватает визуальных и аудиальных пустот, которые надо заполнять.