Нежная пастель без фальши

Нежная пастель без фальши

Выставка Владимира Белоусова «Навстречу северным ветрам» в музее «Либеров­-центр» пронизана любовью художника к родной омской земле.

Отправляясь на выставку, даже не представляла, что мне так повезет – маэстро, которому в этот день исполнилось 65 лет, оказался здесь же. И вот мы уже беседуем, уютно устроившись на музейном диванчике.

– Владимир Пантелеевич, напомните читателям хотя бы некоторые факты вашей биографии.

– Родился в небольшой деревеньке Мумка Шербакульского района. Рисовать любил с детства, но художником стал далеко не сразу: отслужил в армии, работал сварщиком на заводе. Мечта не утихала и поэтому в 1969­м пришел в изостудию в ДК «Нефтяник». Здесь обрел своего первого наставника – Георгия Катилло-­Ратмирова, с которым и по сей день дружу. В 1975 году окончил художественно-­графический факультет Омского государственного педагогического института. Всю жизнь – на педагогической работе. В школе для трудных подростков, в СПТУ № 3 девчонки и мальчишки были не сахар, но на моих уроках рисования, реализовывая себя в творчестве, они оттаивали. Среди них есть такие, которые выбрали творческие профессии, тоже окончили худграф. Конечно, я их помню и горжусь. Сегодня занимаюсь со студентами колледжа культуры и искусства живописью в технике пастель.

– Почему на вашей юбилейной выставке представлены работы именно в этой технике?

– К пастели я неравнодушен уже давно. Сам материал (ред. – слово пастель (pastello) происходит от итальянского pasta – паста или тесто. Так называют материал для рисования, технику, в которой работает художник, и художественное произведение, рисованное пастельными карандашами) удобен для творческих поисков и экспериментов. Пастель соединяет возможности живописи и рисунка, для нее типично нежное мерцание тонов.

Отбирая работы к выставке, думал, как же ее назвать? В этих листах мое отношение к сибирской природе, к людям, живущим рядом, поэтому первоначально была идея озаглавить ее – «Без фальши». Но потом согласился с искусствоведами и, перечитав стихи омских поэтов, нашел более лирическое – «Навстречу северным ветрам».

– Как рождается новое произведение?

– Люблю смотреть на мир открытыми глазами. Пишу лишь свое, родное, прочувствованное и познанное с детства. Прежде всего, для меня главное – эмоциональное восприятие. Вот, например, работа «Рождение дня». Как­то увидел ранним утром Успенский собор в туманной дымке, и захотелось написать: восход солнца, величественный храм, а у его подножия – густая пелена. Она прикрыла нашу мирскую суету, простенькие будни, а вверху – красота природы и красота, созданная руками человека.

Одна из любимых мною картин – «Проход на Любинский», где запечатлен внутренний дворик. Несколько лет назад рисовал, теперь уж и дворик по­другому выглядит. Грустно смотреть, как исчезают в Омске старинные дома, придававшие ему неповторимый облик. Вот рядом с «Либеров­-Центром» прекрасный особняк – доходный дом, к нему теперь такую пристройку современную сделали – просто горько. К сожалению, любимый город меняет свое лицо – и не в лучшую сторону.

Чтобы не иссякали сюжеты, много езжу, то к старшему брату (ред. – Виктор Пантелеевич – член Приморской организации Союза художников России) во Владивосток, то по Омской области. Нравится бывать в наших северных районах – Тарском, Знаменском, Муромцевском, где богатая природа, интересные люди. Здесь на выставке вы можете увидеть результаты поездок: «Забайкалье», «Тайга в Знаменском районе», «Облачный день» и другие картины.

Не часто, но пишу и портреты, хочется ухватить и характеры, и заботы, и мечты современников. Считаю, что никакая фотография, даже снятая фотохудожником, не может заменить портрет, написанный художником.

– Владимир Пантелеевич, с каким настроением встречаете юбилей?

– Душа, как прежде, молода, хочется многое успеть. С 1994 года участвую в работе объединения «Друзья и годы» при омском Союзе художников России, деятельность которого направлена, прежде всего, на популяризацию отечественного искусства для горожан и сельских жителей. Вместе с коллегами устраиваем выставки, провожу групповые мастер­классы для детей и взрослых. Хорошо, что есть добрые друзья, которые и покритикуют, и похвалят. Люблю людей, стараюсь ни с кем не ссориться. Поддерживает меня семья, любимая жена. По прихоти судьбы и по «вине» доченьки именины празднуем в один день с внучкой, она меня бесконечно радует и задает вопросы, которые нередко дают импульс творчеству.