БЮДЖЕТЫ ОМСКА И НОВОСИБИРСКА: ВСЕ ПОЗНАЕТСЯ В СРАВНЕНИИ

БЮДЖЕТЫ ОМСКА И НОВОСИБИРСКА: ВСЕ ПОЗНАЕТСЯ В СРАВНЕНИИ

Не секрет, что и Омск, и Новосибирск считаются двумя крупнейшими городами Западной Сибири: в обоих городах огромное количество предприятий, в том числе и ВПК, достаточно большой интеллектуальный и образовательный потенциал населения, инновационный потенциал, у обоих - выгодное географическое положение, поскольку расположены города на пересечении важнейших транспортных коммуникаций Сибири и страны в целом, и, наконец, это города-миллионники

Однако, несмотря на то, что у Омска и Новосибирска много общих характеристик, объемы доходов их бюджетов значительно отличаются. В 2000 году объем доходов бюджета Новосибирска был в два раза больше, чем Омска. На 2001 год бюджет нашего соседа утвержден по доходам в сумме 4477813, 0 тыс. рублей, Омска — в сумме 1822669,3 тыс. рублей, то есть Новосибирск планирует получить в 2,4 раза больше доходов, чем Омск. Такая разница в объемах доходов бюджетов вызвана множеством как объективных, так и субъективных причин. Одни из них — разные бюджетная политика Новосибирской и Омской областей по отношению к своим областным центрам, а также социально-экономическое положение городов.

Норматив нормативу-рознь

В 2000 году бюджет Новосибирска составил 3301078,0 тыс. рублей, Омска — 1644964,4 тыс. рублей (на 1,6 млрд. рублей меньше, чем у соседа). В 2001 году, по прогнозам Новосибирска, в его бюджет поступит 4447813,0 тыс. рублей, Омск запланировал получить 1822669,3 тыс. рублей, а это на 2,4 млрд. рублей меньше, чем у столицы Западной Сибири. Разница — налицо.

Одна из многих ее причин в разной бюджетной политике субъектов федерации по отношению к своим областным центрам. В частности в том, что в бюджете Омской области нормативы отчислений от федеральных регулирующих налогов (Норматив отчислений от регулирующих налогов — это установленная в процентах сумма доходов, полученных на территории области и города от взимания федеральных и региональных налогов, которая остается в бюджете субъекта федерации и муниципального образования. Остальные средства, полученные от взимания федеральных налогов, поступают в федеральный бюджет, от региональных налогов — в областной.) в бюджет Омска установлены в минимальных размерах, рекомендуемых федеральным законодательством. Также низкие нормативы и по региональным регулирующим налогам.

В областном же бюджете Новосибирска эти нормативы значительно выше. Судите сами: в 2000 году в бюджет Новосибирска поступило 5 % денежных средств от доходов, полученных от акцизов на спирт, водку и ликеро-водочные изделия, а в бюджет Омска всего 2,5% средств. От взимания налога на прибыль организаций в бюджет Новосибирска поступило 14,4% от собранных доходов, Омска — 3,82%. На 2001 год норматив отчислений по налогу на прибыль для Новосибирска был увеличен на 8,34% и составил 22,74%. Для Омска тоже увеличен, но всего на 2,13% и стал равен 5,95%. Более того, на 2001 для Омска норматив отчислений по подоходному налогу с физических лиц был уменьшен, по сравнению с 2000 годом, с 50% до 49,5%. Для Новосибирска, наоборот, увеличен с 49,37% до 58,20%.

Чем больше посижу, тем больше наловлю

Конечно, причины разных объемов доходов Омска и Новосибирска еще и в том, что эти города отличаются, во-первых, по количеству безработных (чем меньше работающих граждан, тем меньше доходов от взимания подоходного налога с физических лиц); во-вторых, по объему инвестиций, вкладываемых, например, иностранными фирмами в развитие предприятий Новосибирска и Омска, а ведь от уровня производства в тех или иных организациях зависит их прибыль, и, соответственно, объем доходов, поступающих в бюджет от налога на прибыль предприятий; в-третьих, в-четвертых и так далее. Словом, причины — в разном социально-экономическом положении городов и, следовательно, в объемах налоговых и неналоговых поступлений.

В 2000 году объем всех налоговых поступлений в бюджет Новосибирска был утвержден в размере 2897408,0 тыс. рублей, Омска — 1214879,5 тыс. рублей, неналоговых доходов — в размере 403,6 млн. рублей, Омска — 266,2 млн. рублей. То есть в обоих городах доля налоговых поступлений, при большой разнице в объемах, значительно выше неналоговых. Подобная картина и в бюджетах на 2001 год. Правда, если на этот год Новосибирск запланировал получить налоговых доходов на 767,6 млн. рублей больше, чем в прошлом году, то Омск всего на 254,7 млн. рублей.

Но вернемся к бюджетам 2000 года. Наибольшую роль в формировании бюджета Новосибирска сыграл подоходный налог с физических лиц: доход от его взимания составил 643,8 млн. рублей. В Омске же объем поступлений от этого налога — 245,9 млн. рублей — находится, скажем так, на втором месте по сравнению с доходами, полученными от взимания других налогов. В нашем городе больше всего доходов было получено от так называемых прочих налогов и сборов ( налог на рекламу, госпошлина, целевой сбор на содержание муниципальной милиции и тому подобное), в Новосибирске объем доходов от этих сборов на втором месте в ряду других налоговых поступлений.

Довольно большой удельный вес в бюджете нашего соседа составили доходы (по убывающей) по налогу на прибыль предприятий и организаций, налогу на имущество предприятий и налогу с продаж. В Омске структура налоговых поступлений совершенно другая: немало доходов было получено от взимания налога на имущество предприятий, затем (по убывающей) налога с продаж, местных налогов и сборов, платежей за пользование природными ресурсами, в частности, земельного налога. Доходы же от налога на прибыль предприятий очень малы и составили всего 29,7 млн. рублей. Кстати, в Новосибирске они равны 445,7 млн. рублей. Все это говорит, во-первых, о том, что омские предприятия имеют небольшой объем прибыли; во-вторых, — некоторые организации и фирмы нашего города скорее всего уклоняются от уплаты налога на прибыль; в-третьих, — в обоих городах хорошо развита торговля: 398,5 млн. рублей — доходы Новосибирска от налога с продаж, 220,5 млн. рублей — Омска.

А теперь о бюджетах на 2001 год. Как и в 2000 году, доля налоговых поступлений в омский и новосибирский бюджеты значительно выше неналоговых: в Новосибирске налоговые доходы утверждены в объеме 3665091,0 тыс. рублей, неналоговые — 326,2 млн. рублей, в Омске, соответственно, 1469581,0 тыс. рублей и 282,8 млн. рублей. Вместе с тем в обоих городах изменилась структура доходов, особенно в Омске, а значит и социально-экономическое положение.

Больше всего доходов Новосибирск планирует получить, как и в прошлом году, по подоходному налогу с физических лиц, затем по налогу на прибыль предприятий, налогу на имущество, по налогу с продаж и, наконец, по прочим налогам и сборам. То есть, если в 2000 году денежные поступления от прочих налогов и сборов были на втором месте, то в этом — на пятом. Почти вдвое больше доходов наш сосед получит по налогу на прибыль предприятий, зато несколько уменьшится объем поступлений от налога с продаж. Видимо, в этом году все усилия в Новосибирске направлены на развитие промышленности, а торговлю «отправили» на второй план.

Что касается бюджета нашего города, то в нем в этом году, как и в бюджете столицы Западной Сибири, значительно увеличится по сравнению с прошлым годом объем доходов от налога на прибыль: с 29,7 млн. рублей до 254 млн. рублей, а это значит, что ожидается рост промышленного производства. Должны увеличиться доли доходов от налога с продаж и налога на имущество предприятий. Наибольший же удельный вес в бюджете Омска составят доходы по подоходному налогу с физических лиц.

Больше всего денег Новосибирск тратит на ЖКХ, Омск — на образование

Самый большой удельный вес в общих расходах городского бюджета Новосибирска занимают расходы на ЖКХ: в 2000 году они, в соответствии с бюджетом, должны были составить 1229945,0 тыс. рублей, на 2001 запланировано потратить 1491366,0 тыс. рублей. И в 2000 и в 2001 году значительное место занимают расходы на здравоохранение (В 2000 году на эту статью было заложено 901,686 млн. рублей, в 2001 — 1178015,5 тыс. рублей. В Омске, соответственно, 362,8 млн. рублей и 559 млн. рублей) и образование, а затем (по убывающей) на транспорт и дорожное хозяйство, социальную политику, функционирование органов местного самоуправления и правоохранительную деятельность.

Что касается структуры расходов городского бюджета нашего города, то она, как и структура доходов, несколько иная, чем у Новосибирска. Больше всего денежных средств Омск тратит на образование: в 2000 году на его финансирование было заложено 439,3 млн. рублей, в 2001 планируется потратить 620,8 млн. рублей (в Новосибирске, соответственно, 794,9 млн. рублей и 1093243,0 тыс. рублей). Если у нашего соседа второе место по объему расходов и в 2000 и в 2001 году занимает здравоохранение, то в Омске в 2000 году — ЖКХ (по этой статье в 2000 году планировалось потратить 379 млн. рублей, в этом планируется израсходовать еще меньше — 314 млн. рублей), в 2001 — здравоохранение.

Еще один пример: в Новосибирске транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика по объему расходов занимают четвертое место, а в нашем городе — седьмое. При — чем Омск, увеличив почти на 56 млн. рублей, по сравнению с прошлым годом, объем расходов на функционирование органов местного самоуправления, уменьшил на 60 тысяч рублей и без того мизерный объем расходов на транспорт и дорожное хозяйство.(Кстати, Новосибирск эти расходы увеличил всего на 25,8 млн. рублей) Более того, в этом году почти на 121 млн. рублей сокращено финансирование такого раздела бюджета, как социальная политика (в нем предусмотрены расходы, в частности, на пособия гражданам, имеющим детей, на мероприятия по соцполитике, на финансирование учреждений социального обеспечения). О справедливости такого подхода к формированию бюджета судите сами.

Все в одной подводной лодке

Несмотря на то, что объемы доходов и расходов бюджета Новосибирска намного больше, чем Омска, это вовсе не означает, что у него нет никаких проблем в сфере здравоохранения, образования, ЖКХ и так далее. В настоящее время нехватка бюджетных средств — головная боль практически всех российских городов. Это связано и с неотлаженной системой межбюджетных отношений, и с отсутствием нормативов расходов и тому подобное. Пока эти вопросы не будут решены, пока не улучшится социально-экономическая ситуация в городах и в России в целом и пока все не станут как положено платить налоги — проблемы городских, областных да и федерального бюджета решены не будут.