КОНДИЦИОНЕРЫ: ПРИКЛЮЧЕНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ В РОССИИ

КОНДИЦИОНЕРЫ: ПРИКЛЮЧЕНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ В РОССИИ

Изнеженные, казалось бы, японские кондиционеры неплохо чувствуют себя в любую погоду, но их полноценную жизнь может обеспечить только профессиональная установка

Кондиционер — не спички и не носки, которые должны быть как можно дешевле. Это — вещь в себе, и с кондачка к ее приобретению и монтажу обычно не подходят. То есть бывает, конечно, но потом, возможно, придется долго проклинать себя за собственную «бережливость».

Что да как

Что такое кондиционер и чем отличается одна система от другой знают, пожалуй, все, а кто не знает, тому объяснят в любой из фирм, занимающихся климатическим оборудованием. Всего в Омске кондиционерами торгуют около двадцати организаций, причем примерно половина из них к климату в помещении имеет довольно отдаленное отношение. И это означает, что далеко не все организации имеют достаточный опыт и обладают должной компетенцией в таком непростом деле, как установка кондиционеров.

Итак, примерно пятьдесят процентов компаний нашего города продает оборудование для кондиционирования как сопутствующее остальной офисной технике — всяким компьютерам-мониторам-принтерам. «Холодильниками» же занимаются их климатические отделы. Более того, вашим покорным слугой был замечен сплит от LG даже в магазине бытовой техники. Воистину неисповедимы пути сплит-системы на просторах матушки-России. Но мы отвлеклись.

В процессе развития рынка климатического оборудования как-то незаметно выделилась этакая ударная троица: «Омсккондиционер», «Экотерм» и «Союз ЛиЛ». По крайней мере, реклама этих компаний частенько мелькает по «ящику» и на рекламных щитах. Я раз чуть шею себе не свернул, засмотревшись на дяденьку в японских доспехах и с мечом в руках. Эти компании до недавнего времени делили между собой большую часть рынка. Но год назад на оный рынок как-то по-хозяйски вступила еще одна компания — «Русклимат-Омск» и всеми своими действиями показала, что для ее конкурентов спокойная жизнь кончилась. Все вышеозначенные фирмы не занимаются ничем другим, кроме проектирования и монтажа систем отопления, вентиляции и кондиционирования, а потому, то, что делают, делают хорошо.

Настоящий динозавр на омском рынке оборудования и услуг такого рода — предприятие «Омсккондиционер»: оно работает уже восемнадцать лет. А вот по степени раскрученности впереди «Экотерм», однозначно. Тут уж как собака Павлова, ей-богу: говорим «кондиционер» — подразумеваем «Экотерм». А «Союз ЛиЛ» — просто спокойный работник. Делает то, что умеет, и без нареканий в свой адрес. Все бы так, честное слово…

Если б я был султан…

Жесткой конкуренции на омском рынке климатического оборудования все-таки нет: работы хватает всем — и тем, кто специализирован, и тем, кто не очень. Офисы, коттеджи и квартиры богатеньких граждан, то да се — во все эти помещения нужны кондиционеры разной степени крутизны. Каждый из серьезных омских продавцов преимущественно ориентируется на тот брэнд, продукцию которого считает достаточно хорошей для того, чтобы эта самая продукция не загнулась через год эксплуатации в специфических, мягко говоря, условиях нашего климата.

Если припоминать навскидку, то «Крома-сервис» тесно дружит с DeLonghi, «Экотерм» — с Carrier и General, а «Русклимат» — с York и Chofu. Исключение составляет лишь «Омсккондиционер»: он предпочитает иметь на складе технику разного класса — от LG и Samsung до Mitsubishi и Daikin. Хорошо это или плохо? Да как посмотреть. С одной стороны, клиент может получить любую модель любого брэнда, которая удовлетворяет его потребностям и финансовым возможностям прямо тут, не отходя от кассы, а следовательно, продавец предлагает то, что хочет покупатель, а не то, что кровь из носу надо продать. С другой же, являясь официальным дилером одной-двух торговых марок, специалисты сервиса прекрасно знают, чего от «их» систем можно ожидать и получают возможность постоянно держать на складе любые запчасти конкретно к тому оборудованию, которое они продают.

К слову, хорошо развитый сервис вовсе не означает, что техника, предлагаемая дилером, часто выходит из строя. Вовсе нет: производители наиболее продвинутых кондиционеров заявляют трехлетний гарантийный срок на свою продукцию. А мощный сервис — это прежде всего забота о клиенте. Специалист «Кромы-сервис» рассказал, что для одного из «итальянцев» на складе случайно не оказалось платы системы управления, которая выгорела по головотяпству одного товарища (так называемый «синдром пьяного электрика»). Пришлось заказывать такую же и ждать неделю, пока нужную штуку не доставят из Москвы. А клиент нервничает. Нехорошо.

Теперь о том, что меня удивило. Говорят, с пророками в своем отечестве не ахти. Тем не менее, в мире кондиционеров такой есть: это завод «Элемаш». По результатам 2000 года в России количественная доля сплит- и мультисплит-систем от этого производителя составила четыре процента. Как говорят знающие люди, эта доля могла быть и выше, но «Элемашу» здорово подкузьмили поставщики комплектующих. Низкое их (комплектующих, конечно!) качество основательно подмочило репутацию нашему производителю. Но после «развода» с виновниками как будто все пришло в норму. Эксперты утверждают, что «Элемаш» делает очень достойные машины. Я даже видел компрессорный блок со знакомым логотипом на стене одного респектабельного омского ресторана. Стоит отечественная техника как самые доступные «корейцы», но покупатель получает к самому «холодильнику» еще и пять метров коммуникаций безвозмездно, то есть — даром. А почем там нынче метр фреонопровода?..

Не открою страшной тайны, если скажу, что в мире кондиционеров царит своя иерархия. Так вот, те, кто созрел (в том числе и материально) для покупки кондиционера домой, тот выбирает самое лучшее. А для себя, любимого, ничего не жалко, поэтому продукция дорогих брэндов (Daikin, Chofu, Panasonic) поселяется в основном на стенах жилых домов. В офисы заказывают то, что подоступнее. Особой популярностью пользуются «корейцы» LG и Samsung, заслужившие себе славу демократичных систем благодаря, в основном, низкой цене. Но в одной из компаний меня предупредили, что не так давно в Москву кто-то втихаря завез партию «Самсунгов» весьма сомнительного происхождения, которая незаметно растворилась в общей массе. Часть из них ушла в регионы. Определить, где кондиционер нормальный, а где «серый», практически невозможно, пока сам не попадешься. Так что покупка корейского комплекта сегодня напоминает русскую рулетку. Стоит ли игра свеч и нервов, решать вам.

Экономить можно. Но не нужно

Как уже упоминалось, кондиционерами торгуют у нас и те, кто продает оргтехнику. Оно и понятно: никакой специальной лицензии на это не надо, а ассортимент увеличивается, что придает фирме дополнительную крутизну в глазах клиентов и в собственных глазах. С установкой все гораздо сложнее: монтаж кондиционера подразумевает еще и комплекс дополнительных работ. Исключение составляют лишь оконники, являющиеся, по сути, такими же бытовыми приборами, как телевизор или холодильник. Ничего сверхъестественного для установки оконного кондиционера не требуется: надо изготовить рамку по размеру, приспособить куда надо дренажную трубку и включить вилку аппарата в розетку.

Сплит-системы подразумевают более узкий, более специальный подход. И тут без особых документов работать ну никак нельзя. Лицензия получается на перечень определенных работ, основная из которых — проектирование: специалист внимательно смотрит, что куда встанет и как будет работать. А их лицензирование предусматривается в обязательном порядке. Еще потребуется чертова прорва всяких бумаг из соответствующих инстанций, таких, как, например, Энергонадзор, ведь для обеспечения кондиционера энергией необходимо вмешательство в проводку помещения. Конечно, есть бригады, выполняющие подряды на монтаж кондиционеров, но все же лучше, когда весь комплекс работ выполняется одной организацией. По крайней мере, если не дай Бог что случится с системой, можно прийти, ткнуть пальцем и со слезою в голосе сказать: «Ваша ведь работа?!!». Да и дешевле будет.

Вообще, полноценная лицензия — это минимум полгода беготни по всяким конторам. Такой механизм призван стать препоной для разного рода малосимпатичных личностей, охочих до быстрых денег, ибо не каждый авантюрист выдержит подобное приключение. В Москве случаев отказов кондиционеров из-за неправильной инсталляции — пруд пруди. Один из ведущих специалистов «Русклимата» отметил, что даже минимальное отклонение от технологии имеет самые опустошительные для бумажника последствия. Так, один из «экономистов» обратился в такую вот фирму-однодневку и лишился кондиционера за полтора месяца. Ремонтники констатировали смерть компрессора. Когда спецы ради интереса препарировали сам узел, то причина вылезла на свет Божий во всей своей неприглядности: компрессор вылетел оттого, что медный фреонопровод пилили обычной ножовкой по металлу. В результате в магистраль попали опилки, которыми компрессор и поперхнулся. А стоимость нового — больше половины стоимости всего комплекта. Сэкономил.

В борьбе за сердце потребителя

На сегодняшний день омский рынок кондиционеров близок к насыщению: появляется все меньше тех, кто может позволить себе такую полезную штуку. Скоро и офисный бум пойдет на убыль, так что «не специальным» фирмам, скорее всего, придется прикрыть свои климатические отделы. Радует, что ни говори, обилие брэндов. Ресурсов снижения цен в борьбе за покупателя, как я понимаю, два: во-первых, это новые условия дилерских соглашений, направленные на снижение цен для региональных продавцов.

Уже сегодня столичные представительства отгружают нашим оборудование по божеским ценам. Хотя приемлемая цена — понятие весьма растяжимое. LG, например, без установки обойдется долларов в 550. А на технику от Daikin прайс-лист начинается в лучшем случае с $1300. Для кого-то — вполне нормально, но для большинства все же дорого. Даже самая простая настенная сплит-система обойдется никак не меньше чем в 800 «зеленых», так что обольщаться на этот счет не стоит.

Будущее, скорее всего, за представителями двух-трех брэндов. В этом смысле выигрышна стратегия «Русклимата»: марки York и Chofu не конкурируют между собой, поскольку предназначены для разных потребителей (первая — народная, вторая — покруче). Вдобавок модельный ряд у каждой марки широкий. С обслуживанием также проще. Главный козырь, скажем, «Омсккондиционера», который является дилером всех на свете, как-то теряет свою силу, когда выясняется, что любая из упомянутых в этом материале фирм сможет без проблем привезти ту модель, которую хочет клиент.

Ну а второй ресурс — это стоимость установки. В «Экотерме, например, средний монтаж потянет на 136 мрачноватых серо-зеленых бумажек. Конечно, я понимаю, что они не пальцем стенки ковыряют, но как-то это… Крутовато, в общем. В «Омсккондиционере» долларов в сто уложиться можно.

Понятнее будет, если приведу цену на погонный метр коммуникаций (фреонопровод «туда-обратно» плюс силовой кабель) — от $15 до $25, в зависимости от класса модели и от установщика. Так что если хочется удержаться на рынке, то с этого и надо начинать. А клиент будет всегда. Уже сейчас обращаются подкованные люди, которые знают, чего хотят и понимают, что есть инвертор, а что — мультисплит. Больше того, они готовы за это платить. Так что тенденция налицо.