Соответственно, забот и функций стало втрое больше, всем, что связано с природой, теперь занимается один комитет. Насколько благотворно это объединение скажется на окружающей среде, пока сказать трудно, но в организационно-методическом плане определенные плюсы есть — во всяком случае, для согласования вопросов природопользования теперь не нужно ходить в несколько инстанций. О том, чем занимается укрупненный комитет, «КВ» решили расспросить его председателя Александра ФАЙКОВА.
— Александр Алексеевич, большая часть вашей жизни связана с геологией. Наверное, вы с детства мечтали поехать «за туманом и за запахом тайги»?
— Не скажу, что с малых лет хотел стать геологом, а вот технику не любил с детства. Вырос я в деревне, всю жизнь провел на природе, до сих пор не люблю машины, станки и прочие плоды технической цивилизации. В профессии геолога на самом деле романтики гораздо меньше, чем поется в песнях. Зато много труда — рутинного и непрестижного — требуется, чтобы найти полезные ископаемые. И хотя вот уже 12 лет занимаюсь чиновнической работой, нет такого ощущения, что не стал тем, кем хотел.
— Что дало слияние трех ведомств в один комитет?
— Полгода работы с расширением полномочий подтвердило, что объединение было сделано правильно. У каждой службы, когда они работали отдельно, были природоохранные функции, подчинялись они разным министерствам, порой дублировали друг друга, поэтому реформирование было необходимо. Сейчас в комитете половину штата составляют экологи, 28% — лесники, остальные — геологи и водники, примерно поровну. Экологи, в свое время, должны были координировать природоохранную деятельность, но Министерство по охране окружающей среды с этим не справилось.
— Какие проблемы больше всего занимают председателя комитета природных ресурсов?
— Всех проблем не перечесть, как говорится, покой нам только снится. Вот полгода занимался вопросами финансирования наших работников в районах области, которые три года находились в подвешенном состоянии, выпав из федерального финансирования. Почти в каждом районе у нас один-два работника, деятельность которых координируют межрайонные комитеты. Удалось добиться финансирования из областного бюджета, которое заложено в определенных статьях бюджета — 2001. Смета на проведение природоохранных мероприятий утверждена постановлением Законодательного собрания.
— Больше всего нарушений по лесному хозяйству — сотни. С этой проблемой не справиться ни увеличением количества инспекторов, ни более часными проверками, нужна другая организация работы. В первую очередь необходимо изменить работу с лесопользователями. С этого года введены более жесткие санкции за нарушение лесного законодательства, расширился перечень нарушений, надо только целенаправленно все это применять. Лесникам нужно в полной мере решить вопрос с зарплатой, форме и оружием, больше сотрудничать с УВД тогда и результат будет. Нужно организовывать специальные дровяные рынки, ввести более совершенную документацию, а то по нынешней ничего не выявишь: разрешение на рубку одно, а продают по нему дрова много раз.
— Меня всегда удивляли незначительные размеры штрафов за ущерб, причиненный природе. Вот если бы перед нарушителями маячило уголовное наказание, вот тогда многие поостереглись бы губить природу. Не собираетесь злостных нарушителей привлекать к суду?
— Есть положение о госконтроле: мы начинаем с предупреждения, потом накладываем штраф, а после этого пишем представление в прокуратуру. Прокуратура делает предостережение нарушителю, до суда дело не доходит. Каждый день наши инспектора выписывают по 10 и более штрафов, в среднем каждый по 300 рублей. По моему мнению, ситуация со штрафами и другими мерами улучшилась. Если пять лет назад, когда была массовая задержка выплаты зарплаты, жалко было штрафовать людей, то сейчас с зарплатой, особенно у начальников, все нормально. Нередко для взыскания штрафов привлекаем службу судебных приставов — это весьма действенно.
Я считаю, что штрафы, иски действует достаточно эффективно. К примеру, по недропользованию только два года применяется система штрафов, это благотворно сказалось на оформлении лицензий и уплате налогов за недропользование. Если в прошлые годы сбор налогов за недропользование составлял 25-30%, то за первый квартал этого года собрали почти 100%. В большинстве случаев мы работаем вместе с природоохранной прокуратурой, сообщаем друг другу о выявленных нарушениях.
С 2001 года перестал существовать механизм оставления части штрафов у тех, кто их накладывает. Изменились финансовые потоки, отменено большинство фондов для поощрения и у нас, и в других федеральных службах. Как и во всех контролирующих органах, существует проблема злоупотребления своими полномочиями у наших инспекторов. За полгода таких нарушений не выявлено, поступали жалобы на инспекторов, налаживших, с точки зрения виновника, необоснованный штраф. Многие не выдерживают испытания властью, появляется синдром уборщицы, когда человек необоснованно начинает считать себя вершителем судеб.
— Куда смотрят экологи, если в Иртыше вот уже который год официально запрещено купаться? Да скоро и купаться негде будет — наша главная река катастрофически мелеет.
— Иртыш стареет — это естественный геологический процесс. Но в обмелении повинен и техногенный фактор зарегулирования реки Иртыш — каскад из трех водохранилищ, главное из которых — Бухтарминское. До 90-х годов у нас происходили большие отборы песка с русла реки, что также негативно сказалось на состоянии Иртыша. Отборы воды и у нас, и в Казахстане за 10 лет сократились в два раза из-за падения объемов производства, но каналы Иртыш-Караганда и другие действуют в значительных объемах.
Полномочий у нас достаточно, но не в них дело. Для решения проблемы в принципе нужно вкладывать огромные деньги, чтобы снизить ресурсоемкость всего нашего хозяйства, в том числе и по воде. По потреблению воды наша любая сфера намного превышает аналогичные на Западе. Так, на одного человека в день у нас положено 280 литров, там — вдвое меньше, а в гальваническом производстве мы в десятки раз превосходим западные нормативы потребления воды. Поэтому общее направление по пользованию водой , и лесом, и полезными ископаемыми — внедрять и применять менее ресурсоемкие технологии.
Есть определенная система отбора проб нормы сброса строго контролируются. Бывают пиковые ситуации: к примеру, этой зимой в течение полутора месяцев в сбросах ОМО им. Баранова фиксировалось повышенное содержание нефтепродуктов. Наши инспекторы облазали всю территорию предприятия, накладывали огромные штрафы на руководителей, в конце концов удалось ликвидировать эту ситуацию. Оказалось, что из старых емкостей и нефтепроводов происходила утечка. Чтобы это установить, пришлось даже останавливать работу предприятия.
Долгое время нашей головной болью были очистные сооружения Берегового лесокомбината, у которого нет возможности их содержать. Оценивались различные варианты, но принято решение проложить трубу до городской канализации, чтобы сбрасывать стоки поселка Берегового на очистные сооружения города. По распоряжению мэра прокладка трубы должна закончиться в этом году.
— Кто больше всех нарушает природоохранное законодательство?
— Анализ, проведенный комитетом, показывает, что акцент смещается с крупных производств, где уже налажена система, на мелкие и средние частные предприятия. Все чаще происходит самовольное размещение производств и других объектов в неположенных местах. Мы буквально завалены заявками на размещение заправок, стоянок, гаражей, киосков, преимущественно в центре города. На все есть нормативы: сколько положено стоянок и других объектов в тех или иных местах.
Особенно актуальной эта проблема станет после вступления в силу Земельного кодекса. Чтобы не оказалось, что все земли выкуплены, а центр города превратился в заправочно-гаражную территорию, должна быть определенная градостроительная политика. Комитет подготовил ряд предложения, чтобы не застраивались зеленые зоны и природные территории. Это проблема должна быть урегулирована совместно с администрацией города и области.
— Наша область становится нефтедобывающим регионом, наверное, это добавит хлопот комитету природных ресурсов?
— У комитета есть строгий план проверок, поскольку наша служба немногочисленная, выбираются наиболее важные объекты, в год проверяется примерно 150. Но система контроля многообразна: некоторые объекты проверяются за столом, ведь все недропользователи согласно лицензии предоставляют отчеты. Тевризское газоконденсатное месторождение за полгода проверяли трижды: там был выявлен целый комплекс нарушений, связанных с техническими проблемами. Многократные предписания и штрафы возымели свое действие — порядка там стало больше.
На днях Сибнефть представила свою документацию по освоению Западно-Крапивинского месторождения на экспертизу. На четвертый квартал запланирована комплексная проверка этого месторождения совместно с природоохранной прокуратурой. До 2001 года сборами платежей в экологические фонды занималась Госкомэкология, сейчас эта функция перешла к налоговой службе. В результате текущие экологические платежи собираются почти на 100%.
— А чем предпочитаете заниматься в свободное время?
— Круглый год рыбачу в затонах на Иртыше, сетями ни разу в жизни не ловил, только удочкой. А летом — работа на даче, походы в лес за грибами-ягодами. Из книг предпочитаю историческую и детективную литературу, но в последнее время читаю намного меньше. И не только потому, что некогда, просто хороших книг стало выходить меньше, да и все, что нужно, успел прочитать, когда учился в школе и институте.